Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАРТИ́НИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 678

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТАРТИ́НИ (Tartini) Джу­зеп­пе (8.4.1692, Пи­ра­но, ны­не Пи­ран, Сло­ве­ния – 26.2.1770, Па­дуя), итал. скри­пач, ком­по­зи­тор, муз. тео­ре­тик, пе­да­гог. Зна­чит. влия­ние на Т. ока­зал итал. скри­пач и ком­по­зи­тор Ф. М. Ве­ра­чи­ни. С 1721 воз­глав­лял ор­кестр ка­пел­лы в ц. Сан-Ан­то­нио в Па­дуе. В 1723–26 ка­мер-му­зы­кант ка­пел­лы гра­фа Кин­ско­го в Пра­ге. В 1728 от­крыл шко­лу в Па­дуе, оп­ре­де­лил раз­ви­тие итал. скри­пич­ной пе­да­го­ги­ки до кон. 18 в. Учеб­ные по­со­бия, над ко­то­ры­ми он ра­бо­тал в те­че­ние мн. лет, со­ста­ви­ли «Трак­тат об ук­ра­ше­ни­ях» («Traité des agrémens de la mu­sique»; впер­вые из­дан в Па­ри­же в 1771). Т. ини­ции­ро­вал из­ме­не­ния в кон­ст­рук­ции смыч­ка (уд­ли­не­ние и спрям­ле­ние тро­сти, и др.). Т.-ком­по­зи­тор внёс су­ще­ст­вен­ный вклад в раз­ви­тие позд­не­ба­роч­ных со­на­ты и кон­цер­та (ок. 135 кон­цер­тов для скрип­ки, струн­ных и бас­со кон­ти­нуо, не ме­нее 135 со­нат для скрип­ки с бас­со кон­ти­нуо, ок. 40 трио-со­нат). Его «Трак­тат о му­зы­ке со­глас­но ис­тин­ной нау­ке о гар­мо­нии» («Trattato di mu­sica secondo la vera scienza dell’armonia», 1754) бли­зок иде­ям Ж. Ф. Ра­мо. Опи­сал раз­но­ст­ные ком­би­на­ци­он­ные то­на (ино­гда их на­зы­ва­ют «то­ны Тар­ти­ни»).

Нот­ные изд.: Le opere di G. Tartini. Mil., 1971–.

Лит.: Frasson L. G. Tartini primo violino... Padova, 1974; Brainard P. Le sonate per vio­lino di G. Tartini: catalogo tematico. Padova, 1975; Гинз­бург Л. С., Гри­горь­ев В. Ю. Ис­то­рия скри­пич­но­го ис­кус­ст­ва. М., 1990. Вып. 1; Petrobelli P. Tartini, le sue idee e il suo tempo. Lucca, 1992; Polzonetti P. Tartini e la musica secondo natura. Lucca, 2001.

Вернуться к началу