Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЯКУХА́ТИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 527-528

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Есипова
Фото Joi Ito / flickr.com Сякухати.

СЯКУХА́ТИ [япон., букв. – один ся­ку во­семь су­нов (обо­зна­че­ние стан­дарт­ной дли­ны ин­ст­ру­мен­та)], япон. про­доль­ная от­кры­тая флей­та. Из­го­тав­ли­ва­ет­ся из трёх­ко­лен­но­го от­рез­ка ство­ла бам­бу­ка, дли­на 54,5 см, диа­метр ок. 4,5 см. Нор­ма­тив­ный вид – с 5 паль­це­вы­ми от­вер­стия­ми (4 на внеш­ней сто­ро­не труб­ки, 1 – на тыль­ной); зву­ко­ряд: «ре» – «фа» – «соль» – «ля» 1-й ок­та­вы – «ре» 2-й ок­та­вы. Су­ще­ст­ву­ют мн. раз­но­вид­но­сти (с 7, 8 паль­це­вы­ми от­вер­стия­ми и др.). Звук неж­ный, ма­то­во­го тем­бра, с ши­пя­щим при­зву­ком при вду­ва­нии. Ис­то­ри­че­ски свя­за­на с ме­ди­та­тив­ны­ми прак­ти­ка­ми дзен. С. – один из ат­ри­бу­тов мо­на­хов ко­му­со, не­ред­ко сле­пых, объ­е­ди­нив­ших­ся в сек­ту Фу­кэ и в 17 в. по­лу­чив­ших офиц. пра­во стран­ст­во­вать и иг­рать на С. (в 1871 шко­ла Фу­кэ бы­ла за­пре­ще­на). В 20 в. ве­ду­щей шко­лой соль­ной иг­ры на С. ста­ла Мё­ан­рю, за­тем вы­дви­ну­лись свет­ские шко­лы Кин­ко­рю и Тод­зан­рю (на­зва­ния – от имён ос­но­ва­те­лей) и др. Ре­пер­ту­ар со­став­ля­ют ком­по­зи­ции не­сколь­ких сти­лей: клас­си­че­ско­го хон­кё­ку («ос­нов­ные ме­ло­дии», 14–18 вв.; ха­рак­тер­но от­сут­ст­вие мет­ра), гай­кё­ку («ме­ло­дии из­вне», 17–18 вв.; ком­по­зиции, пер­во­на­чаль­но пред­на­зна­чен­ные для ко­то и др. ин­ст­ру­мен­тов, с ор­га­ни­зо­ван­ным мет­ром), син­кё­ку («но­вые ме­ло­дии»; с нач. 20 в.). С кон. 17 в. С. так­же ис­поль­зо­ва­лась в ан­самб­ле с 2 ко­то, а в 18 в. во­шла в со­став трио сан­кё­ку (букв. – три ме­ло­дии; с ко­то и ся­ми­сэ­ном). Сре­ди круп­ней­ших ис­пол­ни­те­лей кон. 20 в. – А. На­ка­му­ра, Р. Ифуд­зи (шко­ла Тод­зан­рю). С 1950-х гг. япон. ком­по­зи­то­ры экс­пе­ри­мен­ти­ру­ют, со­еди­няя зву­ча­ние С. с ев­роп. ин­ст­ру­мен­та­ми («November steps» Т. Та­кэ­ми­цу, 1967).

Вернуться к началу