Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУ́МА́К

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 418

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. С. Лебедева

СУ́МА́К Има (Yma Sumac) [псевд.; наст. имя и фам. Сой­ла Ау­гу­ста Эм­пе­рат­рис Ча­вар­ри дель Кас­ти­льо (Chá­varri del Castillo)] (10 или 13.9.1922, Ичо­кан, Пе­ру – 1.11.2008, Лос-Анд­же­лес), пе­ру­ан. и амер. пе­ви­ца. Сис­те­ма­тич. муз. об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чи­ла. В 1942–46 вы­сту­па­ла в разл. лат.-амер. ан­самб­лях вме­сте со сво­им му­жем (с 1942) – ком­по­зи­то­ром, ди­ри­жё­ром и ги­та­ри­стом М. Ви­ван­ко (1918–98) и двою­род­ной се­ст­рой – тан­цов­щи­цей и пе­ви­цей Ч. Ри­ве­ро; под назв. «Inca Taky Trio» ан­самбль де­бю­ти­ро­вал в Нью-Йор­ке (1946). При­об­ре­ла из­вест­ность в США по­сле вы­сту­п­ле­ния в кон­церт­ном за­ле Гол­ли­вуд-бо­ул (1949) и вы­пус­ка грам­пла­стин­ки «Voice of the Xtabay» (1950). В 1950-е – 1-й пол. 1960-х гг. мно­го пе­ла в кон­цер­тах (в т. ч. в нью-йорк­ском Кар­не­ги-хол­ле и лон­дон­ском Аль­берт-хол­ле), на ра­дио и те­ле­ви­де­нии, вы­сту­па­ла в брод­вей­ском мю­зик­ле «Flahooley» (1951), сня­лась в гол­ли­вуд­ских филь­мах «Тай­на ин­ков» (1954) и «Ис­то­рии люб­ви Ома­ра Хай­я­ма» (1957). С 1955 гра­ж­дан­ка США. В 1961 с боль­шим ус­пе­хом га­ст­ро­ли­ро­ва­ла в СССР. Об­ла­да­ла го­ло­сом уни­каль­но­го диа­па­зо­на (св. 4 ок­тав), оди­на­ко­во силь­ным во всех ре­ги­ст­рах – от контр­аль­то до ко­ло­ра­тур­но­го со­пра­но. Ре­пер­ту­ар вклю­чал пре­им. по­пу­ляр­ные пес­ни с эле­мен­та­ми пе­ру­ан. фольк­ло­ра, со­чи­нён­ные или аран­жи­ро­ван­ные её му­жем («La Molina», «Taita Inty», «Ataypura» и др.).

Лит.: Limansky N. Yma Sumac: the art behind the legend. N. Y., 2008.

Вернуться к началу