Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТЕ́НХАММАР

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 224

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. С. Лебедева

СТЕ́НХАММАР (Stenhammar) Виль­гельм (7.2.1871, Сток­гольм – 20.11.1927, Йон­се­ред), швед. ком­по­зи­тор, ди­ри­жёр и пиа­нист. Сын ар­хи­тек­то­ра и ком­по­зи­то­ра Пе­ра Уль­ри­ка Стен­хам­ма­ра (1828–1875). Си­сте­ма­тич. муз. об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чил. Пер­вые со­чи­нения (ок. 1890) по­ны­не ис­пол­ня­ют­ся («Три хо­ра на сти­хи Е. П. Якоб­се­на», ряд пе­сен). В 1892–1893 брал уро­ки иг­ры на фп. у Г. Бар­та (Бер­лин). В 1902 де­бю­ти­ро­вал как пиа­нист с Ко­ро­лев­ским ор­ке­ст­ром (Сток­гольм); со скри­па­чом Т. Ау­ли­ном и его струн­ным квар­те­том мно­го га­ст­ро­ли­ро­вал по Шве­ции. В 1897 де­бю­ти­ро­вал как ди­ри­жёр (впер­вые ис­пол­нил свою увер­тю­ру «Excelsior!»). Худ. рук. Сток­гольм­ско­го фи­лар­мо­нич. об-ва (1897–1900), Ко­ро­лев­ской опе­ры (1900–01, 1923–25), Но­во­го фи­лар­мо­нич. об-ва (1904–06), Гё­те­борг­ско­го ор­ке­ст­ра (1907–22; бла­го­да­ря С. ор­кестр стал луч­шим в Шве­ции). Ор­га­ни­зо­вал ряд хо­ро­вых фес­ти­ва­лей, к уча­стию в ко­то­рых при­вле­кал из­вест­ных ком­по­зи­то­ров, в т. ч. сво­их дру­зей К. Ниль­се­на и Я. Си­бе­лиу­са. На­чав со­чи­нять в ду­хе позд­не­го ро­ман­тиз­ма (под влия­ни­ем Р. Ваг­не­ра, Ф. Лис­та, И. Брам­са), по­сле 1900 по­вер­нул­ся в сто­ро­ну клас­си­циз­ма, его про­из­ве­де­ния ас­си­ми­ли­ро­ва­ли не­ко­то­рые сти­ле­вые осо­бен­но­сти ре­нес­санс­ной по­ли­фо­нии и швед. фольк­ло­ра (2-я сим­фо­ния, 1915). Ав­тор опе­ры «Тир­финг» (на сю­жет исл. са­ги; Сток­гольм, 1898) и др. со­чи­не­ний раз­ных жан­ров; по­пу­ляр­ны Два сен­ти­мен­таль­ных ро­ман­са для скрип­ки с ор­ке­ст­ром op. 28 (1910) и Се­ре­на­да для боль­шо­го ор­ке­ст­ра op. 31 (2-я ред., 1919).

Вернуться к началу