Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОСТИНА́ТО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ОСТИНА́ТО (итал. ostinato, от лат. obstinatus – упорный, упрямый), многократное повторение мелодической фразы, ритмической фигуры, гармонического оборота. Один из наиболее общих принципов организации музыки, важная основа импровизации. Как способ формообразования широко распространён в традиционной музыке  народной и устной профессиональной (в т. ч. неевропейской), в джазе, поп-музыке. Впервые О. как техника композиции систематически использовались в полифонии Нотр-Дам школы (ритмические модусы в системе модальной ритмики). В европейской музыке 14–15 вв. О. – основа изоритмии (например, в мотетах Филиппа де Витри, Гильома де Машо, Дж. Данстейбла), форм композиции на кантус фирмус (например, в мессах франко-фламандских полифонистов, см. Нидерландская школа); в светской инструментальной музыке 16–17 вв. – основа вариаций на тонально-гармонические формулы (пассамеццо, романеска, Руджеро, фолия) и связанных с ними остинатных басовых мелодических формул (бассо остинато). В музыке барокко на О. (в основном, гармоническом) основаны жанры чаконы и пассакалии; техника О. лежит в основе знаменитого Канона D-dur И. Пахельбеля. В эпоху венской классики О. встречаются редко, у композиторов 19 в. (особенно у романтиков) техника О. возродилась с новой силой. Особая разновидность техники О. – т. н. вариации на сопрано остинато («глинкинские вариации»). О. часто применялись в фигурированных органных пунктах как деталь фактуры. В 20 в. мелодические О. могли использоваться как в рамках расширенной тональности (С. С. Прокофьев, Р. К. Щедрин), так и автономно (А. Берг). Абсолютизацией принципа остинатности можно считать сериализм западных авангардистов сер. 20 в. Во 2-й пол. 20 – нач. 21 вв. все разновидности О. широко использовались минималистами – в основном американскими (С. Райх, Ф. Гласс, Дж. К. Адамс), отчасти также европейскими (Л. Андриссен, А. Пярт, Дж. Шельси) и некоторыми видными джазовыми музыкантами, испытавшими влияние минимализма (П. Метени, Э. Вебер, Р. Таунер и др.)

  • ОСТИНА́ТО многократное повторение мелодической, ритмической фигуры, гармонического оборота, звука (2014)
Вернуться к началу