Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СА́ЛОНЕН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Стеклова

 СА́ЛОНЕН (Salonen) Эса Пекка (р. 30.6.1958, Хельсинки), финский композитор и дирижёр. В 1977 окончил Академию музыки имени Я. Сибелиуса по классу валторны Х. Франсмана, в 1980 по классу дирижирования Й. Панула. Композицию изучал там же у Э. Раутаваара (1977–79), в Музыкальной академии Киджи в Сиене у Ф. Донатони (1979), в Милане у Н. Кастильони (1980–81). В 1980 был слушателем Дармштадтских летних курсов новой музыки. Вместе с К. Саариахо, М. Линдбергом и др. основал общество современной музыки «Korvat auki» (фин. «с открытыми ушами»), в 1980 с Линдбергом, А. Карттуненом (виолончель), К. Криикку (кларнет) и др.  ансамбль новой музыки «Toimii» (фин. «получилось!»), в 1983 вместе с Ю. П. Сарасте и О. Похйола  камерный оркестр «Avanti!». В ранние годы композитор тяготел к неоромантизму и додекафонии в духе А. Берга («Nachtlieder» для кларнета и фортепиано, 1978). Начиная с Концерта для саксофона с оркестром (1980) вырабатывал собственный музыкальный язык, отмеченный влиянием итальянского модернизма, американского минимализма и симфоний Я. Сибелиуса, характеризующийся прозрачностью и подвижностью фактуры. В 1980-е гг. экспериментировал с абсурдистским смешением музыкальных идиом в целях комического эффекта («Floof» для колоратурного сопрано с ансамблем, 1982; электроакустическая радиопьеса «Baalal», 1982). В 1-й пол. 1990-х гг. отошёл от сочинения музыки. После перерыва написал виртуозные оркестровые «Лос-Анджелесские вариации» (1996), где обнаружил стремление к структурной ясности и несерийному мышлению. Из поздних работ наиболее известны «Инородные тела» для оркестра (2001), фортепианный (2007) и скрипичный (2009) концерты, которым присущи демонстративный отказ от стилевых стереотипов и опора на «органические метафоры» (например, в «Инородных телах» развитие музыкального материала имитирует, по замыслу автора, действие вируса на инфицированные им клетки).

Как дирижёр дебютировал в 1979 с Симфоническим оркестром Финского радио (с последующими гастролями по Скандинавии), этим же оркестром дирижировал в Королевской опере в Стокгольме на постановке оперы «Воццек» А. Берга (1979). Международную известность получил после исполнения 3-й симфонии Г. Малера с лондонским оркестром «Филармония» (1983). Ныне С.  один из наиболее востребованных дирижёров. Был главным дирижёром симфонического оркестра Шведского радио (1985–94), Лос-Анджелесского филармонического оркестра (1992–2009), главным приглашённым дирижёром филармонического оркестра Осло (1984–89), художественным руководителем цюрихского оркестра «Тонхалле» (2014–15). С 2008 главный дирижёр лондонского оркестра «Филармония».

Учредитель (2003; совместно с М. Тиденом, В. А. Гергиевым и Всемирным фондом дикой природы) и постоянный участник международного музыкального Фестиваля Балтийского моря в Стокгольме. С 1992 неоднократно участвовал в Зальцбургском фестивале. Руководил мировыми премьерами ряда оркестровых сочинений Дж. К. Адамса («Наивная и сентиментальная музыка», 1999; «Дхарма в Биг-Суре», 2003), М. Линдберга, С. Стаки, А. Пярта (Симфония № 4, 2009), К. Саариахо, А. Хиллборга, Д. Д. Шостаковича (пролог к неоконченной опере «Оранго» в оркестровой редакции Дж. Макберни, 2011; в 2012 осуществил первую в истории запись этого сочинения), Р. К. Щедрина (5-й концерт для фортепиано с оркестром, 1999) и др. Под управлением С. записаны все симфонии В. Лютославского (3-я симфония отмечена  премией «Грэмми» в номинации «Лучшая современная академическая композиция», 1986), все симфонии К. Нильсена, «Песнь о земле» и три (3-я, 4-я, 9-я) симфонии Г. Малера, оркестровые сочинения Я. Сибелиуса, оркестровая и кантатно-ораториальная музыка И. Ф. Стравинского, опера «Великий мертвиарх» Д. Лигети, собственные произведения.

Вернуться к началу