Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕРМУ́ДО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

БЕРМУ́ДО (Bermudo) Хуан  (ок. 1510, Эсиха – после 24.6.1560), испанский теоретик музыки, виуэлист и органист, композитор. Биографические сведения скудны. Происходил из обеспеченной семьи, в 1525 в Севилье вступил в орден францисканцев, затем изучал науки квадривия на факультете свободных искусств Университета Алькалы. Между 1524 и 1534 посетил кафедральный собор Толедо и пришёл в восторг от импровизационной полифонии местных певчих. 24.6.1560 был избран на руководящую должность (definidor) в андалусийской епархии францисканцев.

Главное творческое достижение – трактат в 5 книгах «Declaración de instrumentos musicales» («Объяснение музыкальных инструментов», 1555). Название труда не вполне соответствует содержанию, поскольку наряду с инструментальной музыкой в нём рассматривается вокальная (григорианский хорал и новейшая церковная полифония). Учитывая это,  музыковеды толкуют название труда в смысле musica instrumentalis Боэция, т. е. как ссылку на всякую звучащую музыку (а не как на математическую и «спекулятивную» её теорию). В труде Б. наиболее ценно подробное описание виуэлы, а также арфы, клавишных и др. инструментов, как и практики современного автору инструментального музицирования в целом (со многими «практическими» нотными примерами). В области теории музыки важна 3-я книга, где автор обсуждает проблемы темперации, табулатурную нотацию (см. Табулатура), технику музыкальной композиции (особенно интабуляцию). 5-я книга посвящена учению о церковных ладах (в т. ч. их применению в многоголосии), ей предпослано введение, написанное К.  де Моралесом (датировано 1550). 1-я книга  традиционное изложение эстетики и этоса музыки (напр., обсуждается известный вопрос различия между «певчим» и «музыкантом»), этимологические и исторические экскурсы (обзор различных классификаций музыки). Среди авторитетов, на которых прямо ссылается автор,  Боэций и Гвидо Аретинский, из новейших  философы Якоб Фабер и Дж. Валла, музыканты Ф. Гафури и Г. Глареан.

Б. относился к своему трактату как делу всей жизни. Промежуточные результаты исследования он публиковал как отдельные труды. Так, в 1549 была издана 1-я книга трактата («Libro primero»), которая по объёму приближается к позднейшим четырём книгам вместе взятым, а в 1550 – фрагмент 2-й книги под названием «Arte tripharia». При их написании Б. консультировался с капельмейстером гренадского двора Бернардином де Фигероа (ум. 1571).

Б.  автор романса «Mira Nero de Tarpeya» («Взирал Нерон [на Рим] с Тарпеи») для голоса и виуэлы [см. в статье Романс (1)], а также ряда органных полифонических обработок популярных католических гимнов, среди которых – «Conditor alme siderum», «Ave maris stella» и «Vexilla regis prodeunt».

Лит.: Freis W. Becoming a theorist: the growth of the Bermudoʼs «Declaratión de instrumentos musicales» // Revista de musicología 28 (1995); Idem. Perfecting the perfect instrument: Fray Juan Bermudo on the tuning and temperament of the «vihuela de mano» // Early Music 23 (1995); Otaola González P. Tradición y modernidad en los escritos musicales de Juan Bermudo: del Libro primero (1549) a la Declaración de instrumentos musicales (1555). Kassel, 2000.

Вернуться к началу