Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИ́ГЕТИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЛИ́ГЕТИ (Ligeti) Дьёрдь (28.5.1923, Ди­чёсен­тмар­тон, Тран­силь­ва­ния, ны­не Тыр­нэ­ве­ни, Ру­мы­ния – 12.6.2006, Ве­на), венгерский ком­по­зи­тор и му­зы­ко­вед. Учил­ся в кон­сер­ва­то­рии в Клу­же, в 1945–49 у Ф. Фар­ка­ша и Ш. Ве­реш­ша (ком­по­зи­ция) в Выс­шей шко­ле му­зы­ки им. Ф. Ли­с­та (Бу­да­пешт), по окон­ча­нии ко­то­рой пре­по­да­вал там тео­ре­тические пред­ме­ты. В ран­них со­чи­не­ни­ях (в основном для хо­ра) отмечается влия­ние венгерского, румынского, сло­вацкого фольк­ло­ра, му­зы­ки Б. Бар­то­ка (струн­ный квар­тет № 1 «Ноч­ные ме­та­мор­фо­зы», 1954). В 1956 эмиг­ри­ро­вал в Ве­ну. С 1957 ра­бо­тал в сту­дии элек­трон­ной му­зы­ки при Кёльн­ском ра­дио, с 1959 чи­тал курс лек­ций об элек­трон­ной и се­рий­ной му­зы­ке на Ме­ж­ду­народном лет­нем се­ми­на­ре в Дарм­штад­те. Пре­по­да­вал ком­по­зи­цию в выс­ших шко­лах му­зы­ки в Сток­голь­ме (с 1961) и Гам­бур­ге. Со­чи­нял элек­трон­ную и се­рий­ную му­зы­ку, од­на­ко уже в начале 1960-х гг. об­на­ру­жил кри­тическое от­но­ше­ние к ним и при­шёл к со­но­ри­ке как ос­но­во­по­ла­гаю­щей для сво­его твор­че­ст­ва тех­ни­ке (со­но­ри­ка Л. ос­но­ва­на на тща­тель­ной по­ли­фо­нической раз­ра­бот­ке ма­те­риа­ла, ко­то­рую он на­звал мик­ро­по­ли­фо­ни­ей; про­из­ве­де­ния для ор­ке­ст­ра: «Ви­де­ния», 1959; «Ат­мо­сфе­ры», 1961). Не­ко­то­рые со­чи­не­ния Л. близ­ки те­ат­ру аб­сур­да (для со­лис­тов и ин­ст­ру­мен­таль­но­го ан­самб­ля: «При­клю­че­ния», 1962; «Но­вые при­клю­че­ния», 1965). В со­чи­не­ни­ях 1970–80-х гг. об­на­ру­жил бли­зость нео­ро­ман­тиз­му. Ис­поль­зо­вал африканскую фольк­лор­ную рит­ми­ку с ха­рак­тер­ной для неё по­ли­мет­ри­ей (Кон­церт для фортепиано с ор­ке­ст­ром, 1988). Сре­ди со­чи­не­ний: опе­ра «Ве­ли­кий мерт­ви­арх» («Le Grand Macabre», Сток­гольм, 1978), Ре­к­ви­ем (1965), «Ча­сы и об­ла­ка» для хо­ра и ор­ке­ст­ра (1973), «Lontano» («Да­лё­кое»; для ор­ке­ст­ра, 1967), Кон­церт для вио­лон­че­ли с ор­ке­ст­ром (1966), Ка­мер­ный кон­церт для 13 ин­ст­ру­мен­тов (1970), Сим­фо­ническая по­эма для 100 мет­ро­но­мов (1962), ка­мер­ные ан­самб­ли, Этю­ды для фортепиано (1985–2001). Ав­тор музыкально-тео­ре­тических ста­тей о современной му­зы­ке (в т. ч. о тех­ни­ке ком­по­зи­ции А. фон Ве­бер­на и П. Бу­ле­за).

Му­зы­ку Л. ис­поль­зо­вал режиссёр С. Куб­рик в филь­мах «2001: Кос­ми­че­ская одис­сея», «Сия­ние», «С ши­ро­ко за­кры­ты­ми гла­за­ми». Премия Сименса (1993).

Лит.: Griffiths P. G. Ligeti. L., 1983; Richart R. W. G. Ligeti: a bio-bibliography. N. Y., 1990; Burde W. G. Ligeti: eine Monographie. Z., 1993; Floros C. G. Ligeti: jenseits von Avant­garde und Postmoderne. W., 1996. 

  • ЛИ́ГЕТИ Дьёрдь (28.5.1923–12.6.2006), венг. композитор и музыковед (2010)
Вернуться к началу