Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРИ́ТТЕН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев
Б. Бриттен. Фото. 1976.

БРИ́ТТЕН (Britten) Бенд­жа­мин (22.11.1913, Ло­устофт, граф­ст­во Суф­фолк – 4.12.1976, Олд­бо­ро), английский ком­по­зи­тор, ди­ри­жёр, пиа­нист. Во 2-й половине 1920-х гг. учил­ся ком­по­зи­ции у Ф. Брид­жа, в 1932 окон­чил Ко­ро­лев­ский музыкальный кол­ледж в Лон­до­не (класс ком­по­зи­ции Дж. Айр­лен­да, класс фортепиано А. Бенд­жа­ми­на). В 1939–42 жил в США. В 1935–41 со­труд­ни­чал с по­этом У. Х. Оде­ном, на тек­сты ко­то­ро­го на­пи­сал ряд во­каль­ных со­чи­не­ний раз­ных жан­ров (в т. ч. един­ст­вен­ную опе­рет­ту). С 1937 до кон­ца жиз­ни дру­жил с пев­цом П. Пир­сом, в рас­чё­те на его го­лос на­пи­сал все основные те­но­ро­вые пар­тии в сце­нических про­из­ве­де­ни­ях, а так­же ка­мер­ные со­чи­не­ния; вы­сту­пал с ним в кон­цер­тах в ка­че­ст­ве ак­ком­па­ниа­то­ра. Вме­сте с Пир­сом ос­но­вал Музыкальный фес­ти­валь в Олд­бо­ро (1948), ко­то­рый стал ме­стом про­ве­де­ния пре­мьер его про­из­ве­де­ний. В 1960–70-х гг. под­дер­жи­вал друж­бу с российскими му­зы­кан­та­ми М. Л. Рос­тро­по­ви­чем и Г. П. Виш­нев­ской, по­свя­тил им ряд со­чи­не­ний. Га­ст­ро­ли­ро­вал в СССР (1963, 1964, 1971).

Твор­че­ст­во Б. опи­ра­ет­ся на ев­ропейский музыкальный ро­ман­тизм 19 в. (в т. ч. на ма­жор­но-ми­нор­ную то­наль­ность с раз­ви­той то­наль­ной пе­ри­фе­ри­ей) и про­дол­жа­ет тра­ди­ции куль­ту­ры Ве­ли­ко­бри­та­нии. Его по­пу­ляр­ные со­чи­не­ния для сим­фо­нического ор­ке­ст­ра «Ва­риа­ции на те­му Фрэн­ка Брид­жа» (1937), «Про­стая сим­фо­ния» (1934), «Пу­те­во­ди­тель по ор­ке­ст­ру для мо­ло­до­го че­ло­ве­ка» (др. название «Ва­риа­ции и фу­га на те­му Пёр­сел­ла», 1945) от­ли­ча­ют дос­туп­ность музыкального язы­ка, пре­имущественно го­мо­фон­ный склад (см. Го­мо­фо­ния), яр­кость, по­рой не­ко­то­рая де­ко­ра­тив­ность аран­жи­ров­ки. На про­тя­же­нии всей жиз­ни Б. об­ра­щал­ся к дет­ским об­раз­ам и го­ло­сам [хоровые циклы «Родился мальчик» («A boy was born»), 1932; «Днём по пятницам» («Friday afternoons»), 1935; «Ро­ж­де­ст­вен­ские пес­ни» («Ceremony of carols»), 1942; и др.], стре­мил­ся во­влечь дет­скую ау­ди­то­рию в про­цесс ис­пол­не­ния («Да­вай­те ста­вить опе­ру», 1949) и ос­мыс­лен­но­го вос­при­ятия му­зы­ки (так, «Пу­те­во­ди­тель по ор­ке­ст­ру» пред­по­ла­га­ет ad libitum пар­тию чте­ца, рас­ска­зываю­ще­го де­тям об ор­ке­ст­ре). С име­нем Б. свя­зы­ва­ет­ся воз­ро­ж­де­ние английского музыкального те­ат­ра. Кон­фликт не­ор­ди­нар­ной лич­но­сти с об­ще­ст­вом и по­ку­ше­ние на не­вин­ность – основные сю­жет­ные мо­ти­вы в опе­рах «Пи­тер Граймс» (пост. 1945, Лон­дон), «По­ру­га­ние Лук­ре­ции» (пост. 1946, Глайн­дборн), «Билли Бад» (пост. 1951, Лондон), «По­во­рот вин­та» (по Г. Джейм­су, пост. 1954, Ве­не­ция). Центральная драматическая идея по­след­ней опе­ры «Смерть в Ве­не­ции» (по но­вел­ле Т. Ман­на, пост. 1973, Снейп-Мэл­тингс) – слож­ная ду­хов­ная жизнь твор­ца и его тра­ги­че­ский зем­ной удел; ре­аль­ный мир, ок­ру­жаю­щий главного ге­роя – пи­са­те­ля Ашен­ба­ха (с ко­то­рым, воз­мож­но, иден­ти­фи­ци­ро­вал се­бя Б.), про­ти­во­по­став­лен ми­ру, пре­об­ра­жён­но­му его соз­на­ни­ем; этот конт­раст пре­тво­рён в двух музыкальных пла­стах – ве­не­ци­ан­ском (бар­ка­ро­ла, улич­ные пес­ни, хо­рал и ко­ло­коль­ный пе­ре­звон, сти­ли­зо­ван­ная буф­фо­на­да, жи­во­пис­ные «мор­ские» ин­тер­лю­дии) и ус­лов­но ан­тич­ном (ба­лет­ные сце­ны, хо­ро­вой ди­фи­рамб). Сре­ди др. музыкально-сце­нических про­из­ве­де­ний: опе­ры «Аль­берт Хер­ринг» (пост. 1947, Глайн­дборн), «Сон в лет­нюю ночь» (либретто Б. и П. Пир­са по У. Шек­спи­ру, пост. 1960, Олд­бо­ро), ба­лет «Принц па­год» (пост. 1957, Лон­дон; все – под управлением ав­то­ра). Сре­ди хо­ро­вых про­из­ве­де­ний вы­де­ля­ет­ся па­ци­фи­ст­ский «Во­ен­ный ре­к­ви­ем. За­упо­кой­ная мес­са» (1962). В чис­ле др. со­чи­не­ний: «Sinfonia da Requiem» (1940); во­каль­ный цикл «Эхо по­эта» (на русский текст А. С. Пуш­ки­на); 6 тет­ра­дей об­ра­бо­ток народных пе­сен Ве­ли­ко­бри­та­нии; 3 сюиты для виолончели соло (1964, 1967, 1971). Осу­ще­ст­в­лён­ные Б. ре­дак­ции «Опе­ры ни­ще­го» Дж. Гея и И. К. Пе­пу­ша (1948) и опе­ры «Ди­до­на и Эней» Г. Пёр­сел­ла (1951) да­ли этим со­чи­не­ни­ям но­вую жизнь на ми­ро­вой опер­ной сце­не. Премия Сименса (1974). 3 премии «Грэмми» (1963).

Лит.: B. Britten: a complete catalogue of his published works. L., 1973; Ков­нац­кая Л. Г. Б. Брит­тен. М., 1974; она же. Анг­лий­ская му­зы­ка XX в. М., 1986; White E. W. B. Britten: his life and operas. 2nd ed. L., 1983; Carpenter H. B. Britten: a biography. L., 1992; B. Britten: a catalogue of the published works / Ed. P. Banks. Aldeburgh, 1999.

  • БРИ́ТТЕН Бенджамин (22.11.1913–4.12.1976), англ. композитор, дирижёр, пианист (2006)
Вернуться к началу