Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КВАДРА́ТНАЯ НОТА́ЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев
Графемы квадратной нотации (выборка). Знак punctum inclinatum (ромбовидный пункт) в качестве простой невмы не использовался. Точка справа от невмы означает ритмическое удлинение (главным образом, пунк...

КВАДРА́ТНАЯ НОТА́ЦИЯ (нем. Quadratnotation, Quadratschrift), система невменно-линейной музыкальной нотации. Распространена в 12–15 вв. Использовалась главным образом у католиков латинского обряда для записи церковной монодии – cantus planus («плавный распев»; см. Григорианский хорал). Название – по графеме «пункт» (лат. punctum, punctus), напоминающей квадрат. В типичном случае запись музыки в К. н. представляет собой невмы, «посаженные» на линейки и в межлинейные промежутки 4-линейного нотоносца с ключами F или C. Добавочные линейки, как правило, не использовались. Звуковысотность мелодии, записанной в К. н., уверенно расшифровывается благодаря линейкам и ключам. Как и в невменных рукописях, ритм последовательно не нотируется, но «вычитывается» опытными певчими из просодии текста.

Помимо записи церковной монодии, К. н. применялась для записи полифонической музыки  органумов, многоголосных кондуктов, мотетов. В период арс антиква из особым образом упорядоченного сочетания графем К. н. на основе теории стандартных ритмоформул (так называемых модусов) музыканты «считывали» ритм и (трёхдольный) метр многоголосной музыки. В современной науке к исторической разновидности многоголосной К. н., интерпретируемой посредством модально-ритмической теории, применяется термин «модальная нотация», а атрибут «квадратная» используют для обозначения «квадратной» записи музыки любого рода и вида.

К. н. зародилась из центральнофранцузской и северофранцузской региональных невменных традиций. К сер. 13 в. в крупных центрах христианской культуры Франции (Париж, Сен-Дени, Руан, Тур, Шартр и др.) старые певческие книги были переписаны «квадратной нотой». Новый стиль нотации быстро распространился из Франции на Британские острова (вплоть до графства Оркни, где в 1274 в К. н. был записан широко известный гимн «Nobilis humilis», посвящённый Магнусу Оркнейскому), в Испанию и Италию (в понтификат Николая III, 1277–80). Стремительное распространение К. н. привело к тому, что региональные невменные диалекты на юге и западе Европы постепенно исчезли. В то же время в германоязычных землях сформировалась собственная разновидность линейной записи невм – готическая нотация. Образцы рукописных певческих книг в К. н. (все 13 в.): градуалы из Руанского собора (F-Pn lat.904) и парижского аббатства Сен-Виктор (F-Pa 197), Вустерский (GB-WO F.160) и Солсберийский (Sarum; GB-Cu Mm.2.9) антифонарии. До начала нотопечатания «квадратные» рукописи певческих книг исчислялись сотнями.

В К. н. записаны также многие образцы одноголосной менестрельной музыки 12 — 14 вв.: песни трубадуров, труверов и миннезингеров (в т. ч. эстампида «Kalenda Maya» Раймбаута де Вакейраса), паралитургические песни разных национальных традиций (итальянские лауды, испанские кантиги), литургические драмы (как знаменитая «Ludus Danielis» в рукописи из Бове, 13 в.). Нотные примеры в музыкально-теоретических трудах и дидактических пособиях (например, в учебниках контрапункта и многочисленных тонариях) 13–15 вв. также фиксировались в К. н. С 14 в. в «квадратные» нотные рукописи систематически включались графемы, присущие мензуральной нотации (например, символы темпуса и пролации); смешанная форма нотации делает современную интерпретацию ритма в памятниках такого рода проблематичной. Один из наиболее известных кодексов «с мензурализмами», который находится в Британской библиотеке (ок. 1400), содержит ценную подборку средневековой инструментальной музыки (сальтареллы, эстампиды и др. танцы).

В К. н. новой музыки (особенно светской и паралитургической) проявилась общая для западноевропейского позднего Средневековья тенденция к обособлению музыкальной составляющей некогда единого текстомузыкального целого (см. Текстомузыкальная форма). Отдельные звуки новой мелодии стали записывать одиночными невмами – «пунктами» и «виргами» (наподобие того, как это делается в классич. 5-линейной нотации), без учёта фонетики, грамматики и синтаксиса распеваемого текста, а также безотносительно к распеву слогов (силлабическому или мелизматическому). Составные невмы, в «плавном распеве» освящённые литургической традицией, в К. н. светской музыки почти не применялись. Тонкая разметка невмированного распева, некогда помогавшая певчим правильно осмысливать и грамотно озвучивать молитву, в модифицированной нотации была унифицирована. Благодаря этой унификации К. н. с последней четверти 13 в. до Ватиканского II собора была регулярной формой фиксации григорианской монодии; по этой причине в 19 в. её называли «римской хоральной нотацией». Не только нормативные певческие книги католиков (антифонарий, градуал, гимнарий, респонсориал и др.), которые с одобрения Ватикана готовили монахи Солемского аббатства (так называемые солемские издания), но и аналогичные орденские книги (например, антифонарии бенедиктинцев в Айнзидельне, цистерцианцев в Вестмалле, амвросианцев в Милане и т. п.) печатались с использованием «квадратного» шрифта.

Древние церковные распевы, изначально записанные безлинейными невмами, позднее были переписаны в К. н. Это обстоятельство современная палеография широко использует для ретроспективного исследования древнейших невменных манускриптов, которые сами по себе не расшифровываются. Неопределённость ритма, неоднозначность «загадочных» невм (quilisma, oriscus, trigonon и др.) и некоторые другие особенности К. н. открывают простор для новых теоретических концепций и «аутентичных» исполнительских интерпретаций записанной таким способом старинной музыки.

Лит. Apel W. Die Notation der polyphonen Musik 900–1600. 3. Aufl. Lpz., 1981.

Вернуться к началу