Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРНОНКУ́Р

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев
Н. Арнонкур.

АРНОНКУ́Р (Harnoncourt) Ни­ко­ла­ус (6.12.1929, Бер­лин — 5.3.2016, Санкт-Георген-им-Аттергау), австрийский ди­ри­жёр, вио­лон­че­лист, гамбист, му­зы­ко­вед. Окон­чил Вен­скую ака­де­мию му­зы­ки (1952), иг­рал на вио­лон­че­ли в Вен­ском сим­фо­ническом ор­ке­ст­ре (1952–69). В 1953 совместно с же­ной, скри­пач­кой Али­сой Ар­нон­кур, ор­га­ни­зо­вал ан­самбль «Concentus Musicus Wien» – один из пер­вых кол­лек­ти­вов, вы­дви­нув­ших прин­цип ау­тен­тич­но­го ис­пол­ни­тель­ст­ва. Ми­ро­вую из­вест­ность А. при­нес­ли ин­тер­пре­та­ции му­зы­ки И. С. Ба­ха (пер­вые за­пи­си сде­ла­ны в 1964), в осо­бен­но­сти всех ба­хов­ских кан­тат (за­пи­си 1971–90, совместно с Г. Ле­он­хард­том). В 1970-е гг. за­пи­сал 3 опе­ры К. Мон­те­вер­ди, опе­ру «Кас­тор и Пол­лукс» Ж. Ф. Ра­мо, ора­то­рию «Суд­ный день» и «За­столь­ную му­зы­ку» Г. Ф. Те­ле­ма­на, а так­же мно­го­численные ме­нее из­вест­ные со­чи­не­ния ба­рок­ко. В 1980–90-е гг. при­ло­жил свою ис­пол­ни­тель­скую кон­цеп­цию к му­зы­ке вен­ских клас­сиков (экс­пе­риментальные за­пи­си опер В. А. Мо­цар­та, сим­фо­ний Л. ван Бет­хо­ве­на) и ро­ман­тиков (со­чи­не­ния Ф. Шу­бер­та, И. Брам­са). Цен­ность пред­став­ля­ют ис­сле­до­ва­ния А. в об­лас­ти ис­то­рии музыкального ис­пол­ни­тель­ст­ва (о влия­нии ста­рин­ной тех­ни­ки зву­ко­из­вле­че­ния и иг­ры, хо­ро­во­го и соль­но­го пе­ния на современную ин­тер­пре­та­цию ста­рин­ной му­зы­ки) и музыкальных ин­ст­ру­мен­тов (главным образом эпо­хи ба­рок­ко). Организовал Международный фестиваль старинной и современной музыки «Styriarte» в Граце (1985).  С 1992 неоднократно участвовал в Зальцбургском фестивале. Вы­сту­пал с лек­ция­ми по про­бле­мам ау­тен­тич­но­го ис­пол­ни­тель­ст­ва. Профессор зальц­бург­ско­го «Мо­цар­те­ума» (1972–1993). Завершил публичные выступления в 2015. Премия «Грэмми» (2001). Премия Сименса (2002).

Соч.: Musik als Klangrede: Wege zu einem neuen Musikverständnis. Salz­burg, 1982; Мои современники: Бах, Моцарт, Монтеверди / перевод с нем. С.В. Грохотова. М., 2014.

Лит.: Mertl M. Vom Denken des Herzens: A. und N. Har­non­court: eine Bio­graphie. Salz­burg, 1999; Mertl M., Turk­ovic M. Die selt­sam­sten Wie­ner der Welt: N. Har­non­court und sein Con­cen­tus Mu­si­cus. Sal­zburg, 2003.

  • АРНОНКУ́Р Николаус (р. 6.12.1929), австр. дирижёр, виолончелист, музыковед (2005)
Вернуться к началу