Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДАРТ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ДАРТ (Dart) Тёрстон (3.9.1921, Лондон – 6.3.1971, там же), английский клавесинист, дирижёр, педагог, музыковед. Крупный представитель движения аутентичного исполнительства, пропагандист и популяризатор старинной музыки. В 1938–39 учился игре на фортепиано в Королевском музыкальном колледже (Лондон), брал частные уроки игры на клавесине. В 1939–42 учился на математическом факультете Эксетерского университета. В годы 2-й мировой войны (в 1942–45) офицер британских военно-воздушных сил. Решающее влияние на творческие взгляды и научные интересы Д. оказал бельгийский музыковед Ч. ван ден Боррен, у которого Д. учился частно в 1945–46 в Брюсселе. В 1947–64 преподавал историю музыки в Кембриджском университете (c 1953 действительный член «Jesus College»; с 1962 профессор). В 1964–71 декан музыкального факультета и профессор в лондонском Кингс-колледже, где читал лекции в т. ч. по историческому инструментоведению, контрапункту. В 1954 приглашённый профессор Гарвардского университета (США). Среди учеников – композитор М. Найман, дирижёры К. Хогвуд и Дж. Э. Гардинер, клавесинист Д. Морони, музыковеды М. Бент и Д. Фаллоуз.

С кон. 1940-х гг. регулярно выступал как клавесинист (также клавикордист; играл на т. н. исторических инструментах), специализировался на музыке английского Ренессанса и барокко. В 1948–50 в этом качестве участвовал в фундаментальной серии радиоконцертов Би-Би-Си «История европейской музыки в звучании» (с научно-популярными комментариями Дж. Абрахама). В 1955–59 руководил барочным оркестром «Philomusica of London», записал с ним «Бранденбургские» концерты, оркестровые увертюры, клавирные концерты И. С. Баха, «Lacrymae» Дж. Дауленда, ряд кончерто гроссо А. Скарлатти, А. Корелли, Ф. Джеминиани, сочинения Г. Ф. Генделя, И. К. Баха и мн. др. Среди сольных аудиозаписей – альбом музыки И. Я. Фробергера и 5-томная антология «Masters of Early English Keyboard Music», сохраняющие художественное значение до наших дней. Часто играл в ансамбле с Н. Мерринером (дружил с ним со времён войны и до конца жизни).

В 1947–54 главный редактор журнала «Galpin Society Journal», посвящённого старинной музыке. В 1950–65 член редколлегии и редактор нотной серии «Musica Britannica». Редактировал издания музыки У. Бёрда, Ф. Куперена, Т. Морли, Дж. Булла. Музыковедческие труды посвящены интерпретации сочинений эпохи барокко, в т. ч. И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Г. Пёрселла. Написал ряд статей в Музыкальный словарь Гроува (1954), в т. ч.  большую статью о нотации. Основная музыковедческая работа Д. – монография «Интерпретация музыки» (опубликована в Лондоне в 1954).

Вернуться к началу