Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СМЕ́ТАНА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 476-477

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Б. Сметана. Фото 1862.

СМЕ́ТАНА (Smetana) Бед­ржих (2.3.1824, Ли­то­мишль – 12.5.1884, Пра­га), чеш. ком­по­зи­тор, ди­ри­жёр, пиа­нист, муз. кри­тик, об­ществ. дея­тель. Сын пи­во­ва­ра, лю­би­те­ля му­зы­ки. Иг­ре на фп. учил­ся у Я. Хме­ли­ка, ком­по­зи­ции – у Й. Про­кша в Пра­ге. С 1847 кон­цер­ти­ро­вал как пиа­нист. В 1840-х гг. со­стоя­лось зна­ком­ст­во С. с Р. Шу­ма­ном, Г. Бер­лио­зом и Ф. Лис­том, га­ст­ро­ли­ро­вав­ши­ми в Пра­ге (с Лис­том С. в даль­ней­шем свя­зы­ва­ла друж­ба). Ис­пы­тав влия­ние А. Л. Ген­зель­та, Шу­ма­на и Ф. Шо­пе­на, С. в на­ча­ле творч. пу­ти мно­го со­чи­нял в жан­рах фп. ми­ниа­тю­ры (поль­ки, ба­га­те­ли, экс­пром­ты; «6 ха­рак­тер­ных пьес», 1848). Близ­кий ли­бе­раль­но­му кры­лу чеш. нац. дви­же­ния (К. Гав­ли­чек-Бо­ров­ский и др.), С. от­клик­нул­ся на ре­во­люц. со­бы­тия 1848 ге­ро­ич. «Пес­нью сво­бо­ды» и мар­ша­ми. С 1849 пре­по­да­вал в от­кры­той им шко­ле. С 1856 жил в Гё­те­бор­ге (Шве­ция), вы­сту­пал как сим­фо­нич. ди­ри­жёр и пиа­нист, не­од­но­крат­но вы­ез­жал в Пра­гу. В эти го­ды соз­дал сим­фо­нич. по­эмы «Ри­чард III» (по У. Шек­с­пи­ру, 1858), «Ла­герь Вал­лен­штей­на» (по Ф. Шил­ле­ру, 1859), «Га­кон Ярл» (по А. Элен­шле­ге­ру, 1861), а так­же «Вос­по­ми­на­ния о Че­хии в фор­ме по­лек» для фп. (1860). В 1861 вер­нул­ся в Пра­гу, ор­га­ни­зо­вал або­не­мент­ные кон­цер­ты, ди­ри­жи­ро­вал в т. ч. про­из­ве­де­ния­ми рус. ком­по­зи­то­ров. Воз­глав­лял муз. сек­цию ар­ти­стич. клу­ба «Уме­лец­ка бе­се­да», в 1863–65 ру­ко­во­дил муж­ским хо­ром «Гла­гол Праж­ский», пи­сал для не­го про­из­ве­де­ния на чеш. тек­сты. В 1866–74 гл. ди­ри­жёр «Вре­мен­но­го те­ат­ра», на­ря­ду с клас­сич. зап.-ев­роп. опе­ра­ми испол­нял со­чи­не­ния чеш. ком­по­зи­то­ров Ф. Шкро­упа, К. Бенд­ля и др.; ди­ри­жиро­вал так­же опе­ра­ми М. И. Глин­ки и С. Мо­нюш­ко. Там же ру­ко­во­дил по­ста­нов­ка­ми собств. опер (ди­ри­жи­ро­вал мн. пре­мье­ра­ми). Из 9 его опер 8 за­кон­чен­ных (ука­зы­ва­ют­ся го­ды пост.). Ис­то­рич. опе­ра «Бран­ден­бурж­цы в Че­хии» (либр. К. Са­би­ны, 1866) по­свя­ще­на из­гна­нию чу­же­зем­ных за­вое­ва­те­лей в 13 в. В наи­бо­лее из­вест­ном сочинении С. – ли­ри­ко-ко­мич. опе­ре «Про­дан­ная не­вес­та» (либр. Са­би­ны, 1866; в 4-й ред. 1870 диа­ло­ги за­ме­не­ны ре­чита­ти­ва­ми) ис­поль­зо­ва­ны рит­мы и ин­то­на­ции чеш. нар. пе­сен и тан­цев (скоч­на, поль­ка, ду­пак, фу­ри­ант). Опе­ра ста­ви­лась на сце­нах мн. стран, в т. ч. в 1871 в Ма­ри­ин­ском те­ат­ре (ди­ри­жёр Э. Ф. На­прав­ник). Опе­ра-тра­ге­дия «Да­ли­бор» (либр. Й. Вен­ци­га в чеш. пе­ре­во­де Э. Шпинд­ле­ра, 1868; 2-я ред. 1870) на сю­жет ста­рин­ной ле­ген­ды о ры­ца­ре, за­то­чён­ном в баш­ню за не­по­кор­ность ко­ро­лев­ской вла­сти, вы­зва­ла по­ле­ми­ку: в от­ка­зе от тра­диц. увер­тю­ры, в дра­ма­тур­гии раз­вёр­ну­тых сцен, ис­поль­зо­ва­нии лейт­мо­ти­вов ря­ду кри­ти­ков ви­де­лось влия­ние Р. Ваг­не­ра (а зна­чит, и от­ход от нац. тра­ди­ций). В знак про­тес­та про­тив сня­тия опе­ры с ре­пер­туа­ра на­чал вы­хо­дить ж. «Dalibor», ком­по­зи­то­ра под­дер­жа­ли Я. Не­ру­да, О. Гос­тин­ский, Л. Про­хаз­ка и др. дея­те­ли чеш. куль­ту­ры. По ини­циа­ти­ве С. был про­ве­дён сбор средств на по­строй­ку Нац. те­ат­ра, ко­то­рый от­крыл­ся в 1881 пре­мье­рой его опе­ры «Ли­бу­ше» (либ­рет­тист и пе­ре­во­дчик те же, соч. 1872) – эпич. ска­за­ния о ле­ген­дар­ной ос­но­ва­тель­ни­це Пра­ги. Три­ум­фаль­ный ус­пех пре­мье­ры оп­ре­де­лил осо­бое по­ло­же­ние «Ли­бу­ше»: она по­ны­не ис­пол­ня­ет­ся в дни нац. тор­жеств. Опе­рой «Две вдо­вы» (либр. Э. Цюн­ге­ля по ко­ме­дии Ж. П. Ф. Маль­фийя, 1874; 2-я ред. 1878) С. раз­вил то же на­прав­ле­ние, что и в «Про­дан­ной не­вес­те», но с пре­тво­ре­ни­ем ин­то­на­ций гор. пес­ни.

В свя­зи с по­те­рей слу­ха в 1874 С. ос­та­вил пост ди­ри­жё­ра и по­се­лил­ся в дер. Яб­ке­ни­це (близ Пра­ги), где, ори­ен­ти­ру­ясь на вы­ра­бо­тан­ные Ф. Лис­том прин­ци­пы ро­ман­тич. про­грамм­но­го сим­фо­низ­ма, на­пи­сал цикл «Моя Ро­ди­на» (1874–79) из 6 сим­фо­нич. по­эм («Вы­ше­град», «Влта­ва», «Шар­ка», «В чеш­ских лу­гах и ле­сах», «Та­бор», «Бла­ник»), вос­пе­ваю­щих чеш. при­ро­ду и ис­то­рию (по нац. ге­ро­ич. пре­да­ни­ям). Там же соз­да­ва­лись опе­ры «По­це­луй» (1876), «Тай­на» (1878), «Чёр­то­ва сте­на» (1882) и ос­тав­шая­ся не­за­кон­чен­ной «Вио­ла» (по «Две­на­дца­той но­чи» У. Шек­спи­ра; все на либр. Э. Крас­но­гор­ской), а так­же «Праж­ский кар­на­вал» для ор­ке­ст­ра (1883), ряд во­каль­ных про­из­ве­де­ний (гл. обр. для муж­ско­го хо­ра), 2 струн­ных квар­те­та («Из мо­ей жиз­ни», 1876; 1883) и др. ан­самб­ле­вые со­чи­не­ния, «Чеш­ские пес­ни» для фп. (1879).

Твор­че­ст­во С. от­ли­ча­ет­ся яр­кой нац. са­мо­быт­но­стью. Ви­дя свою ис­то­рич. мис­сию в соз­да­нии нац. опе­ры, ком­по­зи­тор по­вли­ял на раз­ви­тие чеш. му­зы­ки в це­лом. Цикл «Моя ро­ди­на» ут­вер­дил тра­ди­ции чеш. сим­фо­нич. клас­си­ки (про­дол­же­ны и раз­ви­ты А. Двор­жа­ком), его ис­пол­не­ни­ем еже­год­но от­кры­ва­ет­ся муз. фес­ти­валь «Праж­ская вес­на». В 1910–1927 в Пра­ге из­да­вал­ся муз. ж. «Sme­tana» (ос­но­ва­тель – З. Не­ед­лы). С 1931 су­ще­ст­ву­ет Об-во Б. Сме­та­ны. Имя С. при­свое­но 2-й сце­не Нац. те­ат­ра и круп­ней­ше­му кон­церт­но­му за­лу в Пра­ге. Ра­бо­та­ют 3 му­зея име­ни С. в Че­хии, один – в Гё­те­бор­ге.

Соч.: Dopisy. Praha, 1896; Vybor dopisu / Vyd. A. Dolansky. Praha, 1928; Z dopisu̇ / Vyd. F. Bartoš, Z. Němec. Praha, 1947.

Лит.: Nejedlý Z. B. Smetana. Praha, 1924–1933. Dl 1–4; Неедлы З. Б. Сме­та­на. Пра­га, 1945; он же. Опе­ры Сме­та­ны // Не­ед­лы З. Избр. тру­ды. М., 1960; Мар­ты­нов И. Б. Сме­та­на. М., 1963; Гу­лин­ская З. К. Б. Сме­та­на. М., 1968; Large В. Smetana. L., 1970; Сlapham J. Smetana. L., 1972; Honolka K. B. Sme­tana in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Rein­bek bei Hamburg, 1978; Janeček K. Sme­ta­nova ko­morni hudba. Praha, 1978; Smolka J. Sme­ta­no­va vokalni tvorba. Praha, 1980; idem. Sme­ta­nova symfonická tvorba. Praha, 1984; Jiranek J. Smetanova operni tvorba. Praha, 1984–1989. Dl 1–2; B. Smetana: Výběrová bib­liografie. Praha, 1963.

Вернуться к началу