Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЯ́ГИЛЕВ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Кулаков, О. В. Фраёнова
«Портрет С. П. Дягилева с няней». 1906. Художник Л. С. Бакст. Русский музей (Санкт-Петербург).

ДЯ́ГИЛЕВ Сергей Павлович [19(31).3.1872, Се­ли­щен­ские ка­зар­мы, с. Гру­зи­но Нов­го­род­ской губ. – 19.8.1929, Ве­не­ция], российский те­ат­раль­ный и ху­дожественный дея­тель, кри­тик. До 1890 жил пре­имущественно в Пер­ми, за­тем в Санкт-Пе­тер­бур­ге, где окон­чил юри­дический факультет университета (1896), был воль­но­слу­ша­те­лем Санкт-Пе­тербургской консерватории по клас­су ком­по­зи­ции Н. А. Со­ко­ло­ва и клас­су соль­но­го пе­ния А. Ко­то­ньи. Сбли­зив­шись с круж­ком пе­тербургских ху­дож­ни­ков и ху­дожественных кри­ти­ков (его двою­род­ный брат Д. В. Философов, А. Н. Бе­нуа, Л. С. Бакст, К. А. Со­мов и другие), ув­лёк­ся ис­то­ри­ей искусства, осо­бен­но жи­во­пи­си и те­ат­ра. С 1890 не­од­но­крат­но пу­те­ше­ст­во­вал по Ев­ро­пе. В 1899–1901 чи­нов­ник осо­бых по­ру­че­ний в Ди­рек­ции императорских те­ат­ров в С.-Пе­тер­бур­ге (со­труд­ни­чал с князем С. М. Вол­кон­ским), в 1898–1901 ре­дак­тор «Еже­год­ни­ка им­пе­ра­тор­ских те­ат­ров». В ре­зуль­та­те кон­флик­та с Ди­рек­ци­ей (Д. счи­тал не­об­хо­ди­мым ре­фор­ми­ро­вать опер­но-ба­лет­ные спек­так­ли, ори­ен­ти­ру­ясь на по­ста­нов­ки МХТ) был уво­лен без пра­ва по­сту­п­ле­ния на государственную служ­бу.

Ан. С. Боткина, П. Г. Корибут-Кубитович, Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский, И. Ф. Стравинский, А. Н. Бенуа, С. П. Дягилев, Ал. С. Боткина (слева направо); Е. А. Облакова (сидит). Монте-Карло. Апрель 19...

Д. – один из ос­но­ва­те­лей объ­е­ди­не­ния «Мир ис­кус­ст­ва» (1898) и од­но­имённого жур­на­ла (так­же ре­дак­тор и из­да­тель, 1898–1904). Он был ини­циа­то­ром и ус­т­рои­те­лем ря­да пе­тербургских вы­ста­вок руссского и за­ру­беж­но­го искусства, в ос­но­ву ко­то­рых по­ло­жен стро­гий кон­цеп­ту­аль­ный от­бор экс­по­на­тов и вы­со­кий ху­дожественный уро­вень экс­по­зи­ции: скандинавских ху­дож­ни­ков, немецких и английских ак­ва­ре­ли­стов (обе 1897), русских и финляндских ху­дож­ни­ков (1898), объ­е­ди­не­ния «Мир ис­кус­ст­ва» (1900–03, 1906); гран­ди­оз­ная Ис­то­ри­ко-ху­дожественная вы­став­ка руссских порт­ре­тов в Тав­ри­че­ском двор­це (1905), экс­по­на­ты ко­то­рой Д. от­би­рал во мно­гих име­ни­ях и ча­ст­ных со­б­ра­ни­ях Рос­сии, пред­ста­ви­ла уни­каль­ную па­но­ра­му русского порт­ре­та 18 – начала 20 вв.

С 1906 вся дея­тель­ность Д. бы­ла на­прав­ле­на на про­па­ган­ду русского искусства за ру­бе­жом, главным образом в Западной Ев­ро­пе. По его ини­циа­ти­ве бы­ла уст­рое­на Русская ху­дожественная вы­став­ка в рам­ках Осен­не­го са­ло­на в Па­ри­же (1906), на ней впер­вые ев­ропейскому зри­те­лю бы­ли по­ка­за­ны древнерусские ико­ны, твор­че­ст­во русских ху­дож­ни­ков с 18 до начала 20 вв. (В. А. Се­ров, М. А. Вру­бель и другие). В 1907 Д. ор­га­ни­зо­вал Ис­то­ри­че­ские рус­ские кон­цер­ты в Па­ри­же, в ко­то­рых ис­пол­ня­лась му­зы­ка от М. И. Глин­ки до А. Н. Скря­би­на. Ус­пех этих кон­цер­тов, уча­стие в них круп­ней­ших му­зы­кан­тов сво­его вре­ме­ни (ди­ри­жё­ры Ф. М. Блу­мен­фельд, А. К. Гла­зу­нов, А. Ни­киш, Н. А. Рим­ский-Кор­са­ков, пиа­нист И. Гоф­ман, пиа­нист и ди­ри­жёр С. В. Рах­ма­ни­нов, пев­цы Ф. И. Шаляпин, Ф. В. Лит­вин, Е. И. Збруе­ва и другие) по­бу­ди­ли Д. ор­га­ни­зо­вать в 1908 Рус­ские се­зо­ны за гра­ни­цей, ко­то­рые ста­ли три­ум­фом русского му­зы­каль­но-те­ат­раль­но­го искусства. В их про­грам­мах бы­ли по­ка­за­ны но­вые русские ба­ле­ты (в хо­рео­гра­фии М. М. Фо­ки­на) и ряд русских опер.

В 1911–29 Д. был ху­дожественным ру­ко­во­ди­те­лем труп­пы Рус­ский ба­лет Дя­ги­ле­ва. Бла­го­да­ря сво­ему ор­га­ни­за­тор­ско­му та­лан­ту, без­оши­боч­но­му ху­дожественному вку­су, обо­ст­рён­но­му чув­ст­ву но­виз­ны в искусстве Д. су­мел при­влечь к ра­бо­те в сво­ей ан­тре­при­зе многих вы­даю­щих­ся ар­ти­стов (А. П. Пав­ло­ва, В. Ф. Ни­жин­ский, Т. П. Кар­са­ви­на, О. А. Спе­сив­це­ва и другие), ком­по­зи­то­ров (И. Ф. Стра­вин­ский, С. С. Про­кофь­ев, К. Де­бюс­си, М. Ра­вель, Э. Са­ти, Ф. Пу­ленк и другие), хо­рео­гра­фов (Фо­кин, Ни­жин­ский, Б. Ф. Ни­жин­ская, Б. Г. Ро­ма­нов, Л. Ф. Мя­син, С. Ли­фарь, Дж. Ба­лан­чин), ди­ри­жё­ров (Э. А. Ку­пер, Г. Пьер­не, П. Мон­тё, Э. Ан­сер­ме, Р. Де­зор­мь­ер). В оформ­ле­нии спек­так­лей при­ни­ма­ли уча­стие ху­дож­ни­ки «Ми­ра ис­кус­ст­ва», а так­же Н. С. Гон­ча­ро­ва, М. Ф. Ла­рио­нов, П. Пи­кас­со, А. Ма­тисс, Ж. Руо, Ж. Брак и другие (ряд круп­ных мас­те­ров впер­вые об­ра­тил­ся к сце­но­гра­фии под влия­ни­ем Д.). Лич­ный ав­то­ри­тет Д. спо­соб­ст­во­вал при­вле­че­нию средств многих ме­це­на­тов – как в Рос­сии (например, великий князь Вла­ди­мир Алек­сан­д­ро­вич, княгиня М. К. Те­ни­ше­ва), так и в Ев­ро­пе. Спек­так­ли дя­ги­лев­ской ан­тре­при­зы, в ос­но­ву ко­то­рых был по­ло­жен син­тез современной му­зы­ки, хо­рео­гра­фии и де­ко­ра­ци­он­но­го искусства, во мно­гом спо­соб­ст­во­ва­ли ут­вер­жде­нию аван­гар­диз­ма в об­лас­ти му­зы­ки, хо­рео­гра­фии и сце­но­гра­фии, ока­за­ли боль­шое воз­дей­ст­вие на искусство 20 в.; они ут­вер­ди­ли пре­стиж русского ба­ле­та и од­но­вре­мен­но со­дей­ст­во­ва­ли воз­ро­ж­де­нию ба­лет­но­го искусства во всём ми­ре.

В 1896–1906 вы­сту­пал как ху­дожественный кри­тик (свыше 100 пуб­ли­ка­ций); ав­тор мо­но­гра­фии о Д. Г. Ле­виц­ком (1902). В по­след­ние го­ды жиз­ни Д. об­ра­тил­ся к со­би­ра­нию книг (около 2 тыс. ред­ких русских из­да­ний) и ав­то­гра­фов (в том числе Г. Р. Дер­жа­ви­на, В. А. Жу­ков­ско­го, А. С. Пуш­ки­на, М. Ю. Лер­мон­то­ва), на­ме­ре­ва­ясь соз­дать в Рос­сии кни­го­хра­ни­ли­ще с ру­ко­пис­ным от­де­лом. В 1966 его име­нем на­зва­на пло­щадь в Па­ри­же (при­мы­каю­щая к зда­нию Па­риж­ской опе­ры). В 1990 в Санкт-Пе­тер­бур­ге от­крыт Центр ме­ж­ду­народного искусства имени С. Дя­ги­ле­ва. В Пер­ми функционирует бла­го­тво­рительный фонд «Дом Дя­ги­ле­ва», работает ме­мо­ри­аль­ный му­зей (1990), про­во­дят­ся ме­ж­ду­народный се­ми­нар «Дя­ги­лев­ские чте­ния» (с 1987) и ме­ж­ду­народный музыкально-те­ат­раль­ный фес­ти­валь «Дя­ги­лев­ские се­зо­ны» (с 2003).

Лит.: Beaumont C. W. The Diaghilev Ballet in London. L., [1951]; Sokolova L. Dancing for Diaghilev. L., 1960; Kochno B. Diaghilev and the ballets Russes. N. Y., 1970; Кра­сов­ская В. М. Рус­ский ба­лет­ный те­атр на­ча­ла ХХ в. Л., 1971–1972. Т. 1–2; она же. Ни­жин­ский. Л., 1974; Lieven P. The birth of Ballets-rus­ses. 3rd ed. L., 1973; Haskell A. Diaghileff. N. Y., 1977; Buckle R. Diaghilev. L., 1979; Per­ci­val J. The world of Diaghilev. L., 1979; Фо­кин М. М. Про­тив те­че­ния. Вос­по­ми­на­ния ба­лет­мей­сте­ра. 2-е изд. Л., 1981; С. Дя­ги­лев и рус­ское ис­кус­ст­во / Сост. И. Зиль­бер­штейн, В. Сам­ков. М., 1982. Т. 1–2; Ga­ra­fola L. Di­a­ghilev’s ballets Russes. Oxf.; N. Y., 1989; Бе­нуа А. Н. Мои вос­по­ми­на­ния. 2-е изд. М., 1990. Т. 1–2; Гри­горь­ев С. Ба­лет Дя­ги­ле­ва. 1909–1929. М., 1993; Ли­фарь С. М. Дя­ги­лев и с Дя­ги­ле­вым. М., 1994; Лас­кин А. С. Не­из­вест­ные Дя­ги­ле­вы, или Ко­нец ци­та­ты. СПб., 1994; Дя­ги­лев и его эпо­ха: Аль­бом / Автор тек­ста В. Ле­ня­шин. СПб., 2001; Стра­вин­ский И. Ф. Хро­ни­ка мо­ей жиз­ни. М., 2005; Парфенова И., Пешкова И. Дягилев и музыка. Словарь. М., 2017.

  • ДЯ́ГИЛЕВ Сергей Павлович [19(31).3.1872–19.8.1929], рос. театральный и худож. деятель, критик (2007)
Вернуться к началу