Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОНО́ДИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МОНО́ДИЯ (греч. μονῳδία – пе­ние или дек­ла­ми­ро­ва­ние в оди­ноч­ку), музыкальный склад, глав­ным при­зна­ком ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся одноголосие (пе­ние или ис­пол­не­ние на музыкальном ин­ст­ру­мен­те, воз­мож­но с ок­тав­ным уд­вое­ни­ем). В от­ли­чие от од­но­го­лос­но ис­пол­няе­мых ме­ло­дий, об­ри­со­вы­ваю­щих или под­ра­зу­ме­ваю­щих то­наль­ные функ­ции (см. То­наль­ность), про­из­ве­де­ния мо­но­ди­чес­ко­го скла­да не пред­по­ла­га­ют ни­ка­кой гар­мо­ни­за­ции: за­ко­но­мер­но­сти их зву­ко­вы­сот­ной струк­ту­ры современная нау­ка объ­яс­ня­ет как им­ма­нент­ные (как пра­ви­ло, с по­зи­ций мо­даль­но­сти). Мо­но­ди­че­ски­ми по скла­ду бы­ли древнегреческая и древнеримская му­зы­ка, со­чи­не­ния средневековых ме­не­ст­ре­лей (тру­ба­ду­ров, тру­ве­ров и мин­не­зин­ге­ров), древ­ней­шие бо­го­слу­жеб­ные рас­пе­вы хри­сти­ан­ской Церк­ви (гри­го­ри­ан­ский хо­рал, зна­мен­ный рас­пев), па­ра­ли­тур­гические пес­ни (итальянские лау­ды, испанские кан­ти­ги, французские и английские од­но­го­лос­ные кон­дук­ты, древ­ней­шие английские кэ­рол и др.). Из ны­не су­ще­ст­вую­щих профессиональных не­ев­ро­пей­ских музыкальных тра­ди­ций по­дав­ляю­щая часть – мо­но­ди­че­ские (индийская ра­га, арабский ма­кам и мн. др.). Зна­чительная часть со­хра­нив­ше­го­ся ста­рин­но­го фольк­ло­ра ев­ро­пей­ских и не­ев­ро­пей­ских на­ро­дов так­же пред­став­ля­ет со­бой мо­но­ди­чес­кую куль­ту­ру.

Тер­ми­ном «М.» с 1910-х гг. обо­зна­ча­ют так­же со­чи­не­ния для го­ло­са в со­про­во­ж­де­нии бас­со кон­ти­нуо, соз­дан­ные в конце 16 в. – 1-й половине 17 в. в Ита­лии. Термин «монодический стиль» (лат. stylus monodicus) вместо распространённого в описываемую эпоху термина «речитативный стиль» (лат. stylus recitativus) по отношению к музыке Дж. Каччини, Я. Пери и К. Монтеверди в 1647 предлагал Дж.Б. Дони (во Второй книге трактата «De praestantia musicae veteris»). Сами композиторы 16–17 вв. свои пьесы гомофонно-гармонического склада «монодиями» не называли.

  • МОНО́ДИЯ муз. склад, главным фактурным признаком которого является одноголосие (2012)
Вернуться к началу