СЕРМИЗИ́
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕРМИЗИ́ (Sermisy) Клоден де (ок. 1490 – 13.10.1562, Париж), франц. композитор. В 1508 упоминается как певчий королевской часовни Сент-Шапель в Париже. С 1510 солист капеллы Анны Бретонской, с 1514 (после её смерти) – Людовика XII, затем – Франциска I; пел на всех важных мероприятиях (напр., во время встречи Франциска I с Генрихом VIII в 1520). С 1533 помощник капельмейстера, с 1547 капельмейстер Сент-Шапель (где и похоронен).
Автор 12 месс, реквиема, магнификатов на каждый из 8 церковных тонов, «Страстей по Матфею», «Плача пророка Иеремии» («Lamentationes»), 78 мотетов, многоголосных песен – шансон (всего ок. 175, из них св. 20 на стихи К. Маро). Большинство месс – образцы типичных для того времени месс-пародий: в «Quare fremuerunt gentes», «Tota pulchra es» и некоторых других композитор использует тематич. материал собств. мотетов, в «Мотетной мессе» («Missa plurium motetorum») – разных композиторов; в основе «Мессы на всякие мелодии» («Missa plurium modulorum») лежат светские модели (шансон нескольких композиторов, в т. ч. самого С.). Шансон С. приобрели популярность среди современников благодаря ясности муз. формы, гармонии и ритма, моноритмической фактуре с тенденцией к выделению верхнего голоса. Среди самых известных шансон – «Tant que vivray» («Пока живу [в расцвете лет]»), «Languir me fais» («Ты заставляешь меня томиться»), «Tu disais quej’en mourrais» («Говоришь, что терпеть меня не можешь»). Об известности С. во Франции и Италии свидетельствуют многочисл. инструментальные обработки его сочинений (в т. ч. интабуляции для клавира и лютни). Ф. Рабле в прологе 4-й кн. романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» описывает С. в саду на отдыхе, распевающим неприcтойную песню в компании др. знаменитых франц. композиторов.