Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕРМИЗИ́

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 91-92

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

СЕРМИЗИ́ (Sermisy) Кло­ден де (ок. 1490 – 13.10.1562, Па­риж), франц. ком­по­зи­тор. В 1508 упо­ми­на­ет­ся как пев­чий ко­ро­лев­ской ча­сов­ни Сент-Ша­пель в Па­ри­же. С 1510 со­лист ка­пел­лы Ан­ны Бре­тон­ской, с 1514 (по­сле её смер­ти) – Лю­до­ви­ка XII, за­тем – Фран­ци­ска I; пел на всех важ­ных ме­ро­прия­ти­ях (напр., во вре­мя встре­чи Фран­ци­ска I с Ген­ри­хом VIII в 1520). С 1533 по­мощ­ник ка­пель­мей­сте­ра, с 1547 ка­пель­мей­стер Сент-Ша­пель (где и по­хо­ро­нен).

Ав­тор 12 месс, ре­к­вие­ма, маг­ни­фи­ка­тов на ка­ж­дый из 8 цер­ков­ных то­нов, «Стра­стей по Мат­фею», «Пла­ча про­ро­ка Ие­ре­мии» («Lamentationes»), 78 мо­те­тов, мно­го­го­лос­ных пе­сен – шан­сон (все­го ок. 175, из них св. 20 на сти­хи К. Ма­ро). Боль­шин­ст­во месс – об­раз­цы ти­пич­ных для то­го вре­ме­ни месс-па­ро­дий: в «Quare fremuerunt gentes», «Tota pul­chra es» и не­ко­то­рых дру­гих ком­по­зи­тор ис­поль­зу­ет те­ма­тич. ма­те­ри­ал собств. мо­те­тов, в «Мо­тет­ной мес­се» («Missa plurium motetorum») – раз­ных ком­по­зи­то­ров; в ос­но­ве «Мес­сы на вся­кие ме­ло­дии» («Missa plurium modulorum») ле­жат свет­ские мо­де­ли (шан­сон не­сколь­ких ком­по­зи­то­ров, в т. ч. са­мо­го С.). Шан­сон С. при­об­ре­ли по­пу­ляр­ность сре­ди со­вре­мен­ни­ков бла­го­да­ря яс­но­сти муз. фор­мы, гар­мо­нии и рит­ма, мо­но­рит­ми­че­ской фак­ту­ре с тен­ден­ци­ей к вы­де­ле­нию верх­не­го го­ло­са. Сре­ди са­мых из­вест­ных шан­сон – «Tant que vivray» («По­ка жи­ву [в рас­цве­те лет]»), «Lan­guir me fais» («Ты за­став­ля­ешь ме­ня то­мить­ся»), «Tu disais quej’en mourrais» («Го­во­ришь, что тер­петь ме­ня не мо­жешь»). Об известности С. во Фран­ции и Ита­лии сви­де­тель­ст­ву­ют мно­го­числ. ин­ст­ру­мен­таль­ные об­ра­бот­ки его со­чи­не­ний (в т. ч. ин­та­бу­ля­ции для кла­ви­ра и лют­ни). Ф. Раб­ле в про­ло­ге 4-й кн. ро­ма­на «Гар­ган­тюа и Пан­таг­рю­эль» опи­сы­ва­ет С. в са­ду на от­ды­хе, рас­пе­ваю­щим неприcтойную пес­ню в ком­па­нии др. зна­ме­ни­тых франц. ком­по­зи­то­ров.

Лит.: Cazeaux I. French music in the fifteenth and sixteenth centuries. Oxf., 1975.

Вернуться к началу