Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕРИАЛИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 89

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СЕРИАЛИ́ЗМ (се­ри­аль­ная тех­ни­ка), тех­ни­ка муз. ком­по­зи­ции, рас­про­стра­нён­ная пре­им. в Зап. Ев­ро­пе в 1950–60-е гг. В тео­рии му­зы­ки раз­ли­ча­ют С. (се­ри­аль­ную тех­ни­ку) и се­рий­ную тех­ни­ку. В се­ри­аль­ной тех­ни­ке, в от­ли­чие от се­рий­ной, «прин­цип не­по­вто­ряе­мо­сти» рас­про­стра­ня­ет­ся не толь­ко на вы­со­ту зву­ка, но и на др. его па­ра­мет­ры – дли­тель­ность (ритм), гром­ко­ст­ную ди­на­ми­ку, тембр, ис­пол­ни­тель­ский ню­анс (штрих) и др. За­ро­ж­де­ние С. обыч­но свя­зы­ва­ют с А. фон Ве­бер­ном, ко­то­рый в не­ко­то­рых сво­их со­чи­не­ни­ях рас­про­стра­нил идею до­де­ка­фо­нии на тембр (Пас­са­ка­лия ор. 1, Сим­фо­ния ор. 21), ди­на­ми­ку и ар­ти­ку­ля­цию (Ва­риа­ции ор. 27), ритм (Ва­риа­ции ор. 30). Рус. ком­по­зи­тор Е. Го­лы­шев в струн­ном трио (1914; изд. в 1925 с под­за­го­лов­ком «Zwölftondauer-Mu­sik») ко­ди­фи­ци­ро­вал не толь­ко ряд зву­ко­вы­сот, но и ряд рит­мич. дли­тель­но­стей. Пол­но­цен­ные при­ме­ры С. впер­вые встре­ча­ют­ся у О. Мес­сиа­на (пье­са «Лад дли­тель­но­стей и ин­тен­сив­но­стей» из цик­ла «4 рит­ми­че­ских этю­да для фор­те­пиано», 1949). Свой клас­сич. вид С. при­об­рёл в 1950-е гг. у ком­по­зи­то­ров т. н. дарм­штадт­ской шко­лы – П. Бу­ле­за, К. Шток­хау­зе­на, Л. Но­но, Б. Ма­дер­ны. Из­люб­лен­ная раз­но­вид­ность С. у дарм­штадт­ских се­риа­ли­стов 1949–55 – то­чеч­ная му­зы­ка (пу­ан­ти­лизм). Для точ­но­го про­грам­ми­ро­ва­ния се­рий лю­бой слож­но­сти ком­по­зи­то­ры-се­риа­ли­сты ак­тив­но об­ра­ща­лись к элек­тро­ни­ке («Spiritus in­telligentiae Sanctus» Э. Кше­не­ка, 1956). В 1960-х гг. в тех­ни­ке С. экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ли рос. ком­по­зи­то­ры А. Г. Шнит­ке, Э. В. Де­ни­сов, А. Пярт, Н. Н. Ка­рет­ни­ков. С. по­да­вал­ся его соз­да­те­ля­ми как «но­вый спо­соб му­зы­каль­но­го мыш­ле­ния», од­на­ко уже в по­след­ние де­ся­ти­ле­тия 20 в. ин­те­рес к не­му у зап. ком­по­зи­то­ров угас.

Лит.: Шне­ер­сон Г. М. Се­риа­лизм и алеа­то­ри­ка – то­ж­де­ст­во про­ти­во­по­лож­но­стей // Со­вет­ская му­зы­ка. 1971. № 1; Хо­ло­пов Ю. Н. Кто изо­брел 12-то­но­вую тех­ни­ку? // Про­бле­мы ис­то­рии ав­ст­ро-не­мец­кой му­зы­ки. М., 1983.

Вернуться к началу