Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОЛОВЬЁВ-СЕДО́Й

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 666

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. С. Лебедева

СОЛОВЬЁВ-СЕДО́Й (наст. фам. Со­ловь­ёв) Ва­си­лий Пав­ло­вич [12(25).4.1907, С.-Пе­тер­бург – 2.12.1979, Ле­нин­град], рос. ком­по­зи­тор, нар. арт. СССР (1967), Ге­рой Соц. Тру­да (1975). Иг­рать на фп. нау­чил­ся са­мо­стоя­тель­но, ра­бо­тал та­пё­ром в ки­но­те­ат­рах и др. В 1936 окон­чил Ле­нингр. конс. (класс ком­по­зи­ции П. Б. Ря­за­но­ва). Во 2-й пол. 1930-х гг. оп­ре­де­ли­лось осн. на­прав­ле­ние его твор­че­ст­ва: ли­рич. пес­ня (все­го св. 400). Впер­вые из­вест­ность ком­по­зи­то­ру при­нес­ли пес­ни «Па­рад» (сти­хи А. И. Ги­тови­ча) и «Пес­ня о Ле­нин­гра­де» (сти­хи Е. И. Ры­ви­ной; обе 1936). Сре­ди др. до­во­ен­ных со­чи­не­ний – ба­лет «Та­рас Буль­ба» (1940, Ле­нин­град). В го­ды Вел. Отеч. вой­ны на­пи­сал ок. 70 пе­сен, из ко­то­рых все­на­род­ное при­зна­ние по­лу­чи­ли «Ве­чер на рей­де» (сти­хи А. Д. Чур­ки­на), «Со­ло­вьи» и «Дав­но мы до­ма не бы­ли» (обе на сти­хи А. И. Фать­я­но­ва), «О чём ты тос­ку­ешь, то­ва­рищ мо­ряк?» (сти­хи В. И. Ле­бе­де­ва-Ку­ма­ча), «Ус­лышь ме­ня, хо­ро­шая» (сти­хи М. В. Иса­ков­ско­го), «Мат­рос­ские но­чи» (сти­хи С. Б. Фо­гель­со­на). Ши­ро­кую из­вест­ность при­об­ре­ли пес­ни к ки­но­ко­ме­дии «Не­бес­ный ти­хо­ход» (1945; все­го С.-С. на­пи­сал му­зы­ку к 40 филь­мам). В 1948–1964 пред. прав­ле­ния Ле­нингр. от­де­ле­ния CК РСФСР. В по­сле­во­ен­ные го­ды соз­да­ны пес­ни: «На лод­ке» (сти­хи Ле­бе­де­ва-Ку­ма­ча, из ф. «Пер­вая пер­чат­ка», 1946) – од­на из луч­ших ли­рич. пе­сен С.-С.; «Где же вы те­перь, дру­зья-од­но­пол­ча­не?» из цик­ла «Сказ о сол­да­те» (1947, сти­хи Фать­я­но­ва) – лю­би­мая пес­ня ве­те­ра­нов Вел. Отеч. вой­ны; «В путь» (сти­хи М. А. Ду­ди­на, из ф. «Мак­сим Пе­ре­пе­ли­ца», 1955) – по­пу­ляр­ная ар­мей­ская строе­вая пес­ня; «Под­мос­ков­ные ве­че­ра» (сти­хи М. Л. Ма­ту­сов­ско­го, из до­ку­мен­таль­но­го ф. «В дни спар­та­киа­ды», 1956, ре­жис­сё­ры И. В. Вен­жер и В. Н. Бой­ков) – один из муз. сим­во­лов СССР во всём ми­ре (на­ча­ло этой пес­ни с 1964 ис­поль­зу­ет­ся как по­зыв­ные ра­дио­стан­ции «Ма­як»); «Ес­ли бы пар­ни всей зем­ли» (сти­хи Е. А. Дол­ма­тов­ско­го; на­пи­са­на к Ме­ж­ду­нар. фес­ти­ва­лю мо­ло­дё­жи и сту­ден­тов в Мо­ск­ве, 1957), «Ве­чер­няя пес­ня» («Го­род над воль­ной Не­вой», 1963; не­офи­ци­аль­ный гимн С.-Пе­тер­бур­га).

Ис­то­ки муз. сти­ля С.-С. – в рус. на­род­ных ли­рич. пес­нях и го­род­ских ро­ман­сах. Ти­пич­ны яс­ный и чёт­кий ме­лоди­че­ский кон­тур, в ря­де ли­рич. пе­сен («На лод­ке», «Ве­чер­няя пес­ня») – «на­пе­ва­ние», ти­по­ло­ги­че­ски близ­кое амер. «кру­нин­гу», но имею­щее вы­ра­жен­ный рус. ха­рак­тер; бе­зы­скус­ный ритм («В путь»; ха­рак­тер­но, что в пес­не «Под­мос­ков­ные ве­че­ра» сти­ли­зо­ван­ный пя­ти­слож­ник сти­ха при­ве­дён к при­выч­ной мет­ри­че­ской квад­рат­но­сти); то­наль­ная гар­мо­ния, ок­ра­шен­ная аль­те­ра­ци­ей («На лод­ке») и мо­да­лиз­ма­ми («Троп­ки-до­рож­ки»). Эти чер­ты обес­пе­чи­ли по­пу­ляр­ность му­зы­ки С.-С. сре­ди ши­ро­кой ау­ди­то­рии слу­ша­те­лей. Его пес­ни ис­пол­ня­ли ве­ду­щие сов. ар­ти­сты эст­ра­ды: М. Н. Бер­нес, В. А. Бун­чи­ков и В. А. Не­ча­ев, Г. П. Ви­но­гра­дов, В. С. Во­ло­дин, Г. К. Отс, Э. С. Пье­ха, В. К. Тро­шин (пер­вый ис­пол­ни­тель пес­ни «Под­мос­ков­ные ве­че­ра»), Л. О. Утё­сов, Э. А. Хиль, К. И. Шуль­жен­ко и др.

Ле­нин­ская пр. (1959). Гос. пр. (1943, 1947). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1957, 1971, 1975).

Вернуться к началу