Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОКА́ЛЬСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 628-629

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СОКА́ЛЬСКИЙ (Со­коль­ский) Пётр Пет­ро­вич [14(26).9.1832, Харь­ков – 30.3 (11.4).1887, Одес­са], укр. муз. фольк­ло­рист, ком­по­зи­тор, жур­на­лист, об­ществ. дея­тель. Из се­мьи учё­но­го-эко­но­ми­ста. В 1852 окон­чил ес­теств. ф-т Харь­ков­ско­го ун-та. В 1857–58 сек­ре­тарь рос. ге­не­раль­но­го кон­су­ла в США. С 1858 со­труд­ник газ. «Одес­ский вест­ник». Пуб­ли­ко­вал ста­тьи (псевд. Фа­гот) по на­уч. и эко­но­мич. те­ма­ти­ке. В 1861–63 жил в С.-Пе­тер­бур­ге, сбли­зил­ся с А. С. Дар­го­мыж­ским, вы­сту­пал как муз. пуб­ли­цист. Вер­нув­шись в Одес­су, ор­га­ни­зо­вал хор (1864) и на его ос­но­ве – Об-во лю­би­те­лей му­зы­ки (1865; впо­след­ст­вии Одес­ское муз. об-во). Нар. пес­ни, за­пи­сан­ные им в Харь­ков­ской губ., лег­ли в ос­но­ву ис­сле­до­ва­ния «Рус­ская на­род­ная му­зы­ка, ве­ли­ко­рус­ская и ма­ло­рус­ская в её строе­нии ме­ло­ди­ческом и рит­ми­че­ском и от­ли­чия её от ос­нов со­вре­мен­ной гар­мо­ни­че­ской му­зы­ки» (1888, пе­ре­издано на укр. яз. в 1959). В этом тру­де ис­поль­зо­ва­ны дан­ные ста­ти­стич. ана­ли­за, сде­ла­на по­пыт­ка оп­ре­де­лить ста­дии раз­ви­тия нар. иск-ва, про­сле­же­ны об­щие чер­ты и осо­бен­но­сти рус. и укр. муз. фольк­ло­ра, его от­ли­чия от ев­роп. тра­ди­ции, в т. ч. в об­лас­ти мет­ра и рит­ма («на­род­ные так­ты» – тер­мин С.). Со­ста­вил сб. «Ма­ло­рос­сий­ские и бе­ло­рус­ские пес­ни» (1903). Его опе­ры «Май­ская ночь» (по Н. В. Го­го­лю, 1876, Одес­са), «Оса­да Дуб­но» (по по­вес­ти «Та­рас Буль­ба» Го­го­ля, 1884, С.-Пе­тер­бург) – сре­ди пер­вых проф. об­раз­цов укр. опер­но­го иск-ва. Кан­та­та «Пир Пет­ра Ве­ли­ко­го» (1859), пье­сы для ор­ке­ст­ра, для фп., ро­ман­сы и др.

Соч.: Вибранi статтi та рецензiї. Київ, 1977.

Лит.: Ка­ры­ше­ва Т. П. Со­каль­ский: Жизнь и твор­че­ст­во. М., 1984.

Вернуться к началу