Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СКРИ́ПКА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 375-376

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Скрипка со смычком. Фото Я. А. Фраёнова

СКРИ́ПКА (итал. violino, франц. violon, нем. Violine, Geige, англ. violin), струн­ный смыч­ко­вый ин­ст­ру­мент. Наи­мень­ший по раз­ме­ру и са­мый вы­со­кий по тес­си­ту­ре в скри­пич­ном се­мей­ст­ве. Об­щая дли­на ок. 60 см, дли­на кор­пу­са ок. 36 см (для обу­че­ния де­тей ис­поль­зу­ют­ся и С. мень­ших раз­ме­ров). Кор­пус 8-об­раз­ной фор­мы, с С-об­раз­ны­ми вы­ре­за­ми по бо­кам – «эса­ми», ко­то­рые об­ра­зу­ют «та­лию» ин­ст­ру­мен­та, об­лег­чаю­щую ве­де́­ние смыч­ка. Верх­няя и ниж­няя де­ки слег­ка вы­пук­лые, слож­но­про­фи­ли­ро­ван­ные, со­еди­ня­ют­ся обе­чай­кой. При­бли­зи­тель­но в цен­тре верх­ней де­ки рас­по­ло­же­ны два f-об­раз­ных ре­зо­на­тор­ных от­вер­стия – «эфы», ме­ж­ду ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет­ся под­став­ка, на ко­то­рую опи­ра­ют­ся стру­ны. Вкле­ен­ная в кор­пус шей­ка на­кры­ва­ет­ся гри­фом без лад­ков, го­лов­ка со­сто­ит из кол­ко­вой ко­роб­ки и за­вит­ка (т. н. улит­ка). 4 стру­ны на­ви­ва­ют­ся на кол­ки, с про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­ны за­кре­п­ля­ют­ся на под­гриф­ке. Зву­ча­щая часть стру­ны (мен­зу­ра) – ок. 33 см. Верх­няя де­ка тра­ди­ци­он­но из­го­тав­ли­ва­ет­ся из ши­ро­ко­слой­ной (т. н. ре­зо­нанс­ной) ели, ниж­няя де­ка и шей­ка – из бе­ло­го клё­на – яво­ра, гриф, под­гри­фок, кол­ки – из чёр­но­го де­ре­ва. Ста­рин­ные С. (до сер. 18 в.) име­ли не­боль­шие кон­ст­рук­тив­ные от­ли­чия от совр. С., в т. ч. бо­лее ко­рот­кую шей­ку, ко­то­рая вклеи­ва­лась в кор­пус под нес­коль­ко бо́ль­шим уг­лом, и бо­лее низ­кую и пло­скую под­став­ку. До 19 в. из­го­тав­ли­ва­лись так­же скрип­ки-пик­ко­ло и по­шет­ты. На­строй­ка квин­то­вая: «соль» ма­лой – «ре» – «ля» 1-й – «ми» 2-й ок­та­вы. В спец. слу­ча­ях на­строй­ка мо­жет ме­нять­ся (см. Скор­да­ту­ра). Диа­па­зон св. 4 ок­тав. Но­ти­ру­ет­ся в скри­пич­ном клю­че. Гл. спо­соб зву­ко­из­вле­че­ния – ве­де­ние смыч­ка по стру­не (итал. arco), час­то встре­ча­ет­ся при­ём иг­ры щип­ком (итал. pizzicato); ос­но­ва смыч­ко­вой тех­ни­ки – разл. штри­хи. Ос­но­ва тех­ни­ки ле­вой ру­ки – сме­на по­зи­ций. С 19 в. нор­ма­тив­ным приё­мом ста­ло виб­ра­то ле­вой ру­кой. Воз­мож­на иг­ра фла­жо­ле­та­ми, ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся т. н. двой­ные но­ты (от при­мы до де­ци­мы) и др. В не­об­хо­ди­мых слу­ча­ях на под­став­ку на­де­ва­ет­ся сур­ди­на.

Исторический очерк

Су­ще­ст­ву­ют мно­го­числ. тео­рии про­ис­хо­ж­де­ния С., в т. ч. от рот­ты, ли­ры да брач­чо, вио­лы, фи­де­ля и ре­бе­ка. Ис­сле­до­ва­ния 2-й пол. 1920-х гг., ос­но­ван­ные на ар­хео­ло­гич., ико­но­гра­фич., письм. ма­те­риа­лах, сви­де­тель­ст­ву­ют о свя­зи С. с на­род­ным ин­ст­ру­мен­та­ри­ем сла­вян (В. Ка­минь­ский, В. Ю. Гри­горь­ев): на тер­ри­то­рии Поль­ши, Бе­ло­рус­сии, Ук­раи­ны, Сев.-Зап. Ру­си ещё в 14 в. за­фик­си­ро­ва­ны не­боль­шие 3-струн­ные смыч­ко­вые ин­ст­ру­мен­ты с квин­то­вой на­строй­кой, без лад­ков, об­ла­дав­шие яр­ким от­кры­тым зву­ком, при­спо­соб­лен­ные для иг­ры ме­ло­дий. В Ита­лии 16–17 вв. вы­ра­бо­тан клас­сич. тип С. В 16–18 вв. поя­ви­лись круп­ней­шие мас­те­ра и сло­жи­лись шко­лы: поль­ские (М. До­б­руц­кий, се­мей­ст­во Гроб­лич из Кра­ко­ва, се­мей­ст­во Дан­кварт из Виль­но), италь­ян­ские – бре­ши­ан­ская (Гас­па­ро да Са­ло, Дж. П. Мад­жи­ни), кре­мон­ская [се­мей­ст­ва Ама­ти, Гвар­не­ри, ма­сте­ра А. Стра­ди­ва­ри, К. Бер­гон­ци, Ф. Руд­же­ри (Руд­жие­ри)], ве­не­ци­ан­ская (Д. Мон­та­нь­я­на, Сан­то Се­ра­фи­но, Ф. Го­бет­ти, М. Гоф­фрил­лер, А. Бел­ло­сио), ми­лан­ская и ту­рин­ская [се­мей­ст­ва Гран­чи­но, Тес­то­ре, Гва­дань­и­ни (Гва­да­ни­ни), К. Ф. Лан­доль­фи], неа­по­ли­тан­ская (се­мей­ст­во Галь­я­но), фло­рен­тий­ская (Дж. Б. Габ­ри­ел­ли, А. Грань­я­ни, бра­тья Кар­кас­си), ман­ту­ан­ская (Т. Ба­ле­ст­рие­ри, К. Ка­мил­ли), ге­ну­эз­ская (Б. Каль­ка­ньи), рим­ская (Д. Тек­лер) и др., а так­же ав­ст­рий­ско-не­мец­кие (Я. Штай­нер, се­мей­ст­во Клотц). Круп­ней­шие мас­те­ра – Стра­ди­ва­ри, Гвар­не­ри дель Дже­зу, Штай­нер и не­ко­то­рые дру­гие – соз­да­ли не­пре­взой­дён­ные об­раз­цы кон­церт­но­го ин­ст­ру­мен­та, по­ны­не наи­бо­лее це­ни­мые ис­пол­ни­те­ля­ми и кол­лек­цио­не­ра­ми. В 18–19 вв., на­ря­ду с италь­ян­ски­ми шко­ла­ми, вы­дви­ну­лись так­же фран­цуз­ская (Н. Лю­по, Ж. Б. Виль­ом), анг­лий­ская (се­мей­ст­во Хилл), чеш­ская (Ф. Шпид­лен), рус­ская (И. А. Ба­тов). В кон. 18 в. раз­вер­ну­лось мас­со­вое ре­мес­лен­ное (осо­бен­но в Ти­ро­ле), за­тем фаб­рич­ное про­из-во, и мн. сек­ре­ты из­го­тов­ле­ния С. бы­ли ут­ра­че­ны. В 20 в. за­вое­ва­ли из­вест­ность отеч. мас­те­ра Е. Ф. Ви­та­чек, Т. Ф. Под­гор­ный, Г. А. Мо­ро­зов, Н. М. Фро­лов, Л. А. и Б. Л. Горш­ко­вы и др.

В проф. му­зы­ке С. пер­во­на­чаль­но вхо­ди­ла в со­став разл. ан­самб­лей, од­ним из пер­вых в опер­ный ор­кестр её ввёл К. Мон­те­вер­ди в опе­ре «Ор­фей» (пар­ти­ту­ра изд. в 1609). В Ита­лии в нач. 17 в. поя­ви­лись са­мые ран­ние соль­ные про­из­ве­де­ния – со­на­ты с бас­со кон­ти­нуо Б. Ма­ри­ни, Дж. Лег­рен­ци и др. В 17–18 вв. фор­ми­ру­ют­ся скри­пич­ные ком­по­зи­тор­ские шко­лы: италь­ян­ская (А. Ко­рел­ли, А. Ви­валь­ди, Ф. Дже­ми­ниа­ни, П. Ло­ка­тел­ли, Ф. Ве­ра­чи­ни, Дж. Тар­ти­ни), фран­цуз­ская (Ж. М. Лек­лер-стар­ший, П. Га­ви­нье, Дж. Б. Ви­от­ти), ав­ст­рий­ско-не­мец­кая (Г. И. Ф. Би­бер, И. С. Бах), чеш­ская (Ф. Бен­да, се­мей­ст­во Ста­миц), рус­ская (И. Е. Хан­дош­кин) и др. С 18 в. и по­ны­не С. за­ни­ма­ет ве­ду­щее по­ло­же­ние в ака­де­мич. му­зы­ке (на­ря­ду с фор­те­пиа­но): яв­ля­ясь «ко­ро­ле­вой» соль­но­го ин­ст­ру­мен­таль­но­го му­зи­ци­ро­ва­ния, она вхо­дит во мн. ка­мер­ные ан­самб­ли (трио, квар­тет, квин­тет и др.); груп­па скри­пок со­став­ля­ет ос­но­ву ор­ке­ст­ра. Вы­даю­щие­ся скри­па­чи 19 в. – Н. Па­га­ни­ни, Р. Крей­цер, П. Байо, П. Ро­де, Г. Ве­няв­ский, Л. Шпор, Й. Ио­а­хим, Ш. Бе­рио, А. Вьё­тан, Э. Изаи, П. Са­ра­са­те, У. Булль; в Рос­сии из­вест­ны Г. А. Ра­чин­ский, А. Ф. Львов, Н. Д. Дмит­ри­ев-Све­чин, Н. Я. Афа­нась­ев, А. Д. Брод­ский, В. В. Бе­зе­кир­ский, И. И. Ко­тек и др. Во 2-й пол. 19 в. в Рос­сии раз­вер­ну­лась пе­да­го­гич. дея­тель­ность в об­лас­ти скри­пич­но­го ис­пол­ни­тель­ст­ва (Г. Ве­няв­ский, Ф. Ла­уб, И. В. Гржи­ма­ли), в нач. 20 в. из скри­пич­но­го клас­са С.-Пе­терб. конс. (его воз­глав­лял Л. С. Ау­эр) вы­шли скри­па­чи с ми­ро­вым име­нем, сре­ди ко­то­рых – Я. Хей­фец, Н. Миль­штейн. Круп­ней­шие ис­пол­ни­те­ли 20 в.: Ж. Ти­бо, Ф. Крейс­лер, Дж. Эне­ску, И. Ме­ну­хин, И. Стерн, Д. Ф. Ой­ст­рах, Л. Б. Ко­ган, О. М. Ка­ган, В. В. Треть­я­ков; в об­лас­ти джа­за – С. Грап­пел­ли. Ос­но­ва ака­де­мич. соль­но­го кон­церт­но­го ре­пер­туа­ра – со­на­ты и пар­ти­ты И. С. Ба­ха, со­на­ты и кон­цер­ты В. А. Мо­цар­та, Л. ван Бет­хо­ве­на, И. Брам­са, Ф. Мен­дель­со­на, С. Фран­ка, К. Сен-Сан­са, П. И. Чай­ков­ско­го, Э. Гри­га, Я. Си­бе­лиу­са, Э. Эл­га­ра, А. К. Гла­зу­но­ва, И. Ф. Стра­вин­ско­го, С. С. Про­кофь­е­ва, Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча, А. И. Ха­ча­ту­ря­на, А. Г. Шнит­ке и др. круп­ней­ших ком­по­зи­то­ров; мно­го­числ. со­чи­не­ния ком­по­зи­то­ров ба­рок­ко со­став­ля­ют ос­но­ву ре­пер­туа­ра ан­самб­лей и ор­ке­ст­ров, ра­бо­таю­щих в рус­ле ау­тен­тич­но­го ис­пол­ни­тель­ст­ва.

Со 2-й пол. 18 в. С. во­шла в ин­ст­ру­мен­та­рий не­ко­то­рых не­ев­ро­пей­ских куль­тур, гл. обр. тех, ко­то­рые име­ли раз­ви­тую тра­ди­цию иг­ры на смыч­ко­вых ин­стру­мен­тах. В Ин­дии по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние как ин­ст­ру­мент клас­сич. му­зы­ки тра­ди­ции кар­на­та­ка. В Ев­ро­пе С. про­дол­жа­ет бы­то­вать как нар. ин­ст­ру­мент у по­ля­ков, бе­ло­ру­сов, ев­ре­ев, сев.-зап. рус­ских, че­хов, ла­ты­шей, шве­дов, нор­веж­цев, эс­тон­цев, венг­ров, ру­мын, мол­да­ван, цы­ган (см. Лэу­та­ры) и др.

Лит.: Ям­поль­ский И. М. Рус­ское скри­пич­ное ис­кус­ст­во: Очер­ки и ма­те­риа­лы. М.; Л., 1951. Т. 1; Стру­ве Б. А. Про­цесс фор­ми­ро­ва­ния ви­ол и скри­пок. Л., 1959; Ви­та­чек Е. Ф. Очер­ки по ис­то­рии из­го­тов­ле­ния смыч­ко­вых ин­ст­ру­мен­тов. 2-е изд. М., 1964; Gala­mian I., Neumann F. Contemporary violin technique. N. Y., 1966; Kamiński W. Instrumenty mu­zyczne na ziemiach polskich. Kraków, 1971; Pincherle M. Le violon. 2 éd. P., 1974; Раа­бен Л. Н. Ис­то­рия рус­ско­го и со­вет­ско­го скри­пич­но­го ис­кус­ст­ва. Л., 1978; Ста­хов В. П. Скрип­ка и ее мас­те­ра в на­ши дни. Л., 1978; Kolneder W. Das Buch der Violine: Bau, Geschichte, Spiel, Pӓdagogik, Komposition. 3. Aufl. Z., 1984; Boyden D. The history of vio­lin playing from its origins to 1761 and its rela­tionship to the violin and violin music. 3rd ed. Oxf., 1990; Гинз­бург Л. С., Гри­горь­ев В. Ю. Ис­то­рия скри­пич­но­го ис­кус­ст­ва. М., 1990. Вып. 1; Drescher T. Die Geigen- und Lauten­macher vom Mittelalter bis zur Gegenwart. Tutzing, 1990; The Violin book / Ed. R. Da­wes. L., 1999; Melkus E. Die Violine: eine Einführung in die Geschichte der Violine und des Violinspiels. 4. Aufl. Mainz; N. Y., 2000; Muratov S. The art of the violin design. Bloomington, 2002.

Вернуться к началу