Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САФО́НОВ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 478

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. С. Лебедева
ВМОМК им. М. И. Глинки В. И. Сафонов. Портрет работы Г. Ханачека. 1907. Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки (Москва).

САФО́НОВ Ва­си­лий Иль­ич [25.1(6.2).1852, ста­ни­ца Ищер­ская Став­ро­поль­ской губ., ны­не На­ур­ско­го р-на Че­чен­ской Рес­пуб­ли­ки – 27.2.1918, Ки­сло­водск], рос. пиа­нист, ди­ри­жёр, пе­да­гог, об­ществ. дея­тель. Из се­мьи еди­но­вер­цев. В С.-Пе­тер­бур­ге брал уро­ки иг­ры на фп. у Т. Ле­ше­тиц­ко­го (с 1867), тео­рии му­зы­ки – у К. К. Зи­ке (с 1877), ком­по­зи­ции – у Н. И. За­рем­бы (с 1878). В 1880 окон­чил С.-Пе­терб. конс., там же по при­гла­ше­нию К. Ю. Да­вы­до­ва в 1881–1885 пре­по­да­вал иг­ру на фп. В 1880 де­бю­ти­ро­вал в С.-Пе­тер­бур­ге как пиа­нист. В 1883 га­ст­ро­ли­ро­вал в Ев­ро­пе, по­зна­ко­мил­ся с И. Брам­сом и Э. Ганс­ли­ком. В 1885 по при­гла­ше­нию П. И. Чай­ков­ско­го пе­ре­ехал в Мо­ск­ву, до 1905 проф. Мо­с­ков­ской кон­сер­ва­то­рии; про­сла­вил­ся как один из луч­ших в Мо­ск­ве фп. пе­да­го­гов. Сре­ди уче­ни­ков – А. Н. Скря­бин, Н. К. Мет­нер, Ф. Ф. Кё­не­ман, А. Ф. Ге­ди­ке, А. Т. Гре­ча­ни­нов, И. А. и Р. Я. Ле­ви­ны, В. Ю. Зо­граф (см. Зо­граф), Е. А. Бек­ман-Щер­би­на, Е. Ф. Гне­си­на и её се­ст­ра Ев­ге­ния. Как ди­ри­жёр де­бю­ти­ро­вал в Мо­ск­ве в 1889, впер­вые за гра­ни­цей вы­сту­пил в Ам­стер­да­ме в 1895. В 1890–1905 ди­ри­жёр и пред. Моск. от­де­ле­ния Рус­ско­го му­зы­каль­но­го об­ще­ст­ва. Уст­раи­вал мно­го­числ. бла­го­тво­рит. кон­цер­ты. На по­сту ди­рек­то­ра Моск. конс. (с 1889) про­явил се­бя как не­за­уряд­ный ад­ми­ни­ст­ра­тор, спо­соб­ст­во­вал рос­ту ма­те­ри­аль­но­го бла­го­сос­тоя­ния и об­ществ. пре­сти­жа учеб­но­го за­ве­де­ния, под­дер­жи­вал ма­ло­иму­щих сту­ден­тов и пе­да­го­гов; од­на из его за­слуг – строи­тель­ст­во но­во­го зда­ния Моск. конс. (1895–1901), вклю­чая Боль­шой зал. Убе­ж­дён­ный мо­нар­хист, С. не при­нял де­мо­кра­тич. пре­об­ра­зо­ва­ний, ко­то­рые при­нес­ла с со­бой Ре­во­лю­ция 1905–07, в 1905 ос­та­вил кон­сер­ва­то­рию и уе­хал в США. В 1906–09 воз­глав­лял Нью-Йорк­ский фи­лар­мо­ни­че­ский ор­кестр (кон­цер­ты про­хо­ди­ли в Кар­не­ги-хол­ле), од­но­вре­мен­но был ди­рек­то­ром Нац. конс. Аме­ри­ки в Нью-Йор­ке. В 1909–16 мно­го га­ст­ро­ли­ро­вал в Рос­сии и Ев­ро­пе, ди­ри­жи­ро­вал опер­ны­ми и сим­фо­нич. ор­ке­ст­ра­ми Бер­ли­на, Лон­до­на, Ве­ны, Ри­ма, Ми­ла­на и др. го­ро­дов. С 1917 жил в Ки­сло­вод­ске. Бли­зость его до­че­ри – ху­дож­ни­цы А. В. Ти­ми­рё­вой (1893–1975) с адм. А. В. Кол­ча­ком вы­зва­ла вра­ж­деб­ное от­но­ше­ние но­вой вла­сти, и С. умер в ре­зуль­та­те трав­ли се­мьи.

Под уп­рав­ле­ни­ем С. впер­вые ис­пол­не­ны фан­та­зия «Утёс» С. В. Рах­ма­ни­но­ва (Мо­ск­ва, 1894), Кон­церт для фп. с ор­ке­ст­ром А. Н. Скря­би­на (Одес­са, 1897; со­лист – ав­тор), он ди­ри­жи­ро­вал моск. пре­мье­ра­ми 6-й сим­фо­нии П. И. Чай­ков­ско­го (1893), ря­да со­чи­не­ний Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (сим­фо­нич. сюи­та «Ше­хе­ра­за­да», 1890; увер­тю­ра «Свет­лый празд­ник», 1891; сим­фо­нич. кар­ти­на «Сад­ко», 1893; кан­та­та «Сви­те­зян­ка», 1898), А. К. Гла­зу­но­ва (сим­фо­нич. фан­та­зия «Мо­ре», 1892; 6-я сим­фо­ния, 1898) и др. Об­шир­ное и яр­кое опи­са­ние ди­ри­жёр­ской ра­бо­ты С. дал в по­эме «Пер­вое сви­да­ние» Ан­д­рей Бе­лый.

Ав­тор но­ва­тор­ско­го по­со­бия по фп. иг­ре «Но­вая фор­му­ла» (Лон­дон, 1916).

Лит.: В. И. Са­фо­нов: К 150-ле­тию со дня ро­ж­де­ния: Ма­те­риа­лы на­уч­ной кон­фе­рен­ции. М., 2003; Ле­то­пись жиз­ни и твор­че­ст­ва В. И. Са­фо­но­ва / Сост. Л. Л. Ту­ма­рин­сон, Б. М. Ро­зен­фельд. М., 2009; Стран­ст­вую­щий маэс­т­ро: Пе­ре­пис­ка В. И. Са­фо­но­ва 1905–1917 гг. / Сост. Л. Л. Ту­ма­рин­сон. М., 2012.

Вернуться к началу