Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СА́РТИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 446

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Е. Максимова
Дж. Сарти. Портрет работы С. Тончи. 1800.

СА́РТИ (Sarti) Джу­зеп­пе (кре­щён 1.12.1729, Фа­эн­ца – 28.7.1802, Бер­лин), итал. ком­по­зи­тор, ди­ри­жёр. Учил­ся в Па­дуе у Ф. А. Ва­лот­ти, в Бо­ло­нье у Дж. Б. Мар­ти­ни. В 1753–68, 1770–75 в Ко­пен­га­ге­не, с 1755 при­двор­ный ка­пель­мей­стер Фре­де­ри­ка V. С 1779 ка­пель­мей­стер (maestro di capella) Ми­лан­ско­го со­бо­ра. В Ита­лии на­пи­сал про­сла­вив­шие его опе­ры, осо­бым ус­пе­хом поль­зо­ва­лись опе­ры-се­риа «Ме­донт, царь Эпи­ра» (1777), «Ахилл на Ски­ро­се» (1779; обе Фло­рен­ция), «Юлий Са­бин» (1781, Ве­не­ция), опе­ры-буф­фа «Де­ре­вен­ская рев­ность» (1776, Ве­не­ция), «Ко­гда двое ссо­рят­ся, тре­тий в вы­иг­ры­ше» (1782, Ми­лан; от­ры­вок из неё В. А. Мо­царт вклю­чил в за­стольную му­зы­ку опе­ры «Дон Жу­ан»). С 1784 в Рос­сии: был при­гла­шён на долж­ность при­двор­но­го ка­пель­мей­сте­ра, в 1784–87 ру­ко­во­дил При­двор­ным ор­ке­ст­ром в С.-Пе­тер­бур­ге. В 1786 опе­рой-се­риа «Ар­ми­да и Ри­наль­до», на­пи­сан­ной для при­быв­ших в С.-Пе­тер­бург пев­цов Л. То­ди и Л. Мар­ке­зи, от­крыл­ся Эр­ми­таж­ный те­атр; в том же го­ду с ог­ром­ным ус­пе­хом по­став­ле­на опе­ра-се­риа «Кас­тор и Пол­лукс». С 1787 до 1790 или 1791 С. на служ­бе у кн. Г. А. По­тём­ки­на-Тав­ри­че­ско­го; ра­нее (в 1785) по его за­ка­зу на­пи­сал 2 «рус­ские ора­тории» – «Гос­по­ди, воз­звах» (для со­лис­тов, 2 хо­ров и ор­ке­ст­ра, вклю­чая рого­вой ор­кестр) и «По­ми­луй мя, Бо­же» (ро­го­вой ор­кестр С. вво­дил в свои тор­жест­вен­ные ора­то­рии и в даль­ней­шем). В со­ста­ве его дво­ра С. жил на юге Рос­сии, при­ни­мал уча­стие в соз­да­нии Ека­те­ри­но­слав­ской муз. ака­де­мии (1787, фак­ти­че­ски ра­бо­та­ла в Кре­мен­чу­ге; в 1792 С. офи­ци­аль­но име­но­вал­ся её ди­рек­то­ром). На взя­тие Оча­ков­ской кре­по­сти со­чи­нил ора­то­рию «Те­бе Бо­га хва­лим» (ис­пол­ня­лась в 1789 в Кре­мен­чу­ге, в 1790 в С.-Пе­тер­бур­ге, в 1791 в Мо­ск­ве). В те же го­ды на­пи­сал му­зы­ку 5-го дей­ст­вия «На­чаль­но­го управ­ле­ния Оле­га» («ис­то­ри­че­ское пред­став­ле­ние» на текст Ека­те­ри­ны II): 4 хо­ра на сти­хи М. В. Ло­мо­но­со­ва и ме­ло­дра­му с хо­ром в ду­хе др.-греч. тра­ге­дии к встав­ным сце­нам из «Ал­ке­сты» Ев­ри­пи­да (С.-Пе­тер­бург, 1790), и др. В 1791 пред­по­ло­жи­тель­но со­сто­ял на служ­бе у гр. Н. П. Ше­ре­мете­ва. С 1792 вновь в С.-Пе­тер­бур­ге, ди­ри­жи­ро­вал сво­ей ора­то­ри­ей «Сла­ва в выш­них Бо­гу», на­пи­сан­ной по слу­чаю Яс­ско­го ми­ра 1791/92 (1792) и по­свя­щён­ной Ека­те­ри­не II; ис­пол­не­ние со­про­во­ж­да­лось ко­ло­коль­ным зво­ном, ка­но­на­дой и фей­ер­вер­ком. С 1793 ка­пель­мей­стер при дво­ре вел. кн. Пав­ла Пет­ро­ви­ча, учил му­зы­ке его до­че­рей. Соз­дал мно­го ком­по­зи­ций для пра­во­слав­но­го и ка­то­лич. бо­го­слу­же­ний (вклю­чая Ре­к­ви­ем для за­упо­кой­ной служ­бы по Лю­до­ви­ку XVI в С.-Пе­тер­бур­ге 26.3.1793), для двор­цо­вых празд­ни­ков, с 1798 – ряд но­вых опер-се­риа и франц. опе­ру «Ин­дей­ская се­мья в Анг­лии» (Ка­мен­ный те­атр, 1799; ария «Бу­ду с ми­лень­ким рез­вить­ся» ста­ла по­пу­ляр­ной «рос­сий­ской пес­ней», позд­нее пе­ре­ло­жен­ной О. А. Коз­лов­ским для пе­ния с кла­ви­ром). Ав­тор ба­ле­тов, ка­мер­но-ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки и др. Скон­чал­ся по пу­ти на ро­ди­ну.

С. за­ни­ма­ет од­но из по­чёт­ных мест в рус. муз. куль­ту­ре кон. 18 в. как соз­да­тель во­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ных со­чи­не­ний и про­из­ве­де­ний для хо­ра a cap­pella (в т. ч. на цер­ков­но­сла­вян­ские тек­сты), ока­зав­ших влия­ние на его пред­по­ла­гае­мых уче­ни­ков – А. Л. Ве­де­ля, Л. С. Гу­ри­лё­ва, С. И. Да­вы­до­ва, С. А. Дег­тя­рё­ва, Д. Н. Ка­ши­на, П. И. Тур­ча­ни­но­ва. Твор­че­ст­во С. ста­ло об­раз­цом про­фес­сио­на­лиз­ма для мо­ло­дой ком­по­зи­тор­ской шко­лы; он сфор­ми­ро­вал мо­ну­мен­таль­ный ор­ке­ст­ро­вый стиль, став­ший ха­рак­тер­ным для рус. му­зы­ки ру­бе­жа 18–19 вв. Учё­ный му­зы­кант, мас­тер кон­тра­пунк­та, С. изу­чал др.-греч. ла­до­вую сис­те­му, ин­те­ре­со­вал­ся рус. под­го­ло­соч­ной по­ли­фо­ни­ей.

Из­ме­рив с по­мо­щью фи­зич. опы­та строй пе­терб. При­двор­но­го ор­ке­ст­ра (ко­то­рый был зна­чи­тель­но вы­ше ка­мер­то­на Дж. Шо­ра), С. в 1796 пред­ло­жил со­от­вет­ст­вую­щий ему эта­лон строя – т. н. пе­тер­бург­ский ка­мер­тон («ля» 1-й ок­та­вы – 436 Гц); он был вве­дён в Рос­сии и ис­поль­зо­вал­ся до 1885.

Лит.: Ива­нов-Бо­рец­кий М. Дж. Сар­ти в Рос­сии // Му­зы­каль­ное на­след­ст­во. М., 1935; Сте­па­нов А. Ком­по­зи­тор Сар­ти и его вклад в рус­скую куль­ту­ру XVIII в. // Нау­ка и куль­ту­ра Рос­сии XVIII в. Л., 1984; Пор­фирь­е­ва А. Л. Сар­ти // Му­зы­каль­ный Пе­тер­бург. XVIII в. СПб., 2000. Кн. 3; Ле­бе­де­ва-Еме­ли­на А. В. Хо­ро­вая куль­ту­ра Рос­сии ека­те­ри­нин­ской эпо­хи. М., 2010; Ки­рил­ли­на Л. В. Сар­ти, Ев­ри­пид и Тре­тий Рим // На­уч­ный вест­ник Мо­с­ков­ской го­су­дар­ст­вен­ной кон­сер­ва­то­рии. 2012. № 1.

Вернуться к началу