Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЮ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 134

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Григорьева

РЮ, Пьер де ла Рю (франц. Pierre de la Rue, лат. Petrus Platensis) (ок. 1452, Тур­не, граф­ст­во Эно, Бур­гун­дия, ны­не пров. Эно, Бель­гия – 20.11.1518, Кор­трейк, близ Лил­ля, Бур­гун­дия, ны­не пров. Зап. Флан­д­рия, Бель­гия), фран­ко-флам. ком­по­зи­тор, пред­ста­ви­тель ни­дер­ланд­ской шко­лы. В мо­ло­до­сти был цер­ков­ным пев­чим в Брюс­се­ле, Ген­те, Кёль­не. В 1492–1516 слу­жил при бур­гунд­ском дво­ре Габс­бур­гов: у Фи­лип­па I Габс­бур­га, его вдо­вы Хуа­ны Бе­зум­ной, за­тем у ма­ло­лет­не­го Кар­ла V, жив­ше­го в Ме­хе­ле­не под по­кро­ви­тель­ст­вом сво­ей тёт­ки – Мар­га­ри­ты Ав­ст­рий­ской – пра­ви­тель­ни­цы Ни­дер­лан­дов. В 1501–03 и 1506 вме­сте с дво­ром ез­дил в Ис­па­нию, где пред­по­ло­жи­тель­но по­зна­ко­мил­ся с ком­по­зи­то­ра­ми Алек­сан­дром Аг­ри­ко­лой и Хуа­ном де Ан­чие­той. В 1508 вер­нул­ся во Флан­д­рию, с 1516 жил в Кор­трей­ке.

Ра­бо­тал пре­им. в об­лас­ти цер­ков­ной му­зы­ки: ав­тор мно­го­числ. месс (св. 30), мо­те­тов (23), маг­ни­фи­ка­тов, ре­к­вие­ма. Тех­ни­ка пись­ма в них от­ли­ча­ет­ся чрез­вы­чай­ной раз­ви­то­стью, ши­ро­ким ис­поль­зо­ва­ни­ем ими­та­ци­он­ной по­ли­фо­нии. Не­ко­то­рые со­чи­не­ния вы­дер­жа­ны це­ли­ком в ка­но­ни­че­ской тех­ни­ке: в 4-го­лос­ной мес­се «O salutaris hostia» («О, спа­си­тель­ная жерт­ва») все го­ло­са вы­ве­де­ны из од­но­го; 6-го­лос­ная мес­са «Ave sanc­tis­sima Maria» со­сто­ит из трёх 2-го­лос­ных ка­но­нов. В мес­се на по­пу­ляр­ную пес­ню «Во­о­ру­жён­ный че­ло­век» («L’homme armé») при­ме­не­ны т. н. мен­зу­раль­ные ка­но­ны (2- и 4-го­лос­ные). На­ря­ду с этим, Р. при­ме­нял тех­ни­ку фо­бур­до­на, со­чинял в мо­но­рит­ми­че­ской («ста­ро­го­мо­фон­ной») фак­ту­ре. В ка­че­ст­ве ос­но­вы по­ли­фо­нического мно­го­го­ло­сия ис­поль­зо­вал те­мы Й. Оке­ге­ма, Г. Дю­фаи, Х. Иза­ка и др., а так­же мно­го­го­лос­ные фраг­мен­ты из сво­их и чу­жих со­чи­не­ний; так, его мес­сы-па­ро­дии «Tous les regretz» («Все стра­сти, [что тер­за­ют серд­це]») и «In­cessament» («Не­пре­стан­но [со­жа­ле­ет серд­це бед­ное моё]») ос­но­ва­ны на ма­те­риа­ле соб­ст­вен­ных шан­сон (см. об этом в ст. Па­ро­дия). Мо­те­ты Р. по­свя­ще­ны гл. обр. Де­ве Ма­рии, 6 из них на­пи­са­ны на текст ан­ти­фо­на «Sal­ve Regina». 8 маг­ни­фи­ка­тов на все 8 цер­ков­ных то­нов со­став­ля­ют, воз­мож­но, пер­вый в ис­то­рии му­зы­ки цикл та­ко­го ро­да. Р. – ав­тор ок. 20 свет­ских мно­го­го­лос­ных пьес, гл. обр. шан­сон и рондó. Со­хра­ни­лось так­же зна­чит. ко­ли­че­ст­во ано­ним­ных свет­ских пьес (в т. ч. на по­этич. тек­сты Мар­га­ри­ты Ав­ст­рий­ской), с боль­шой ве­ро­ят­но­стью при­над­ле­жа­щих Р. Ряд со­чи­не­ний, ра­нее при­пи­сы­вав­ших­ся Жос­ке­ну Де­пре, ны­не счи­та­ют­ся про­из­ве­де­ния­ми Р., напр. мо­тет «Авес­са­лом, сын мой» («Ab­salon fili mi»), в ко­то­ром чрез­вы­чай­но низ­кая во­каль­ная тес­си­ту­ра (до «си-бе­моль» кон­трок­та­вы на сло­вах «Но сой­ду, ры­дая, в безд­ну») ис­поль­зо­ва­на в ка­че­ст­ве приё­ма ри­то­ри­ки му­зы­каль­ной.

Со­чи­не­ния Р. из­да­ва­лись при его жиз­ни в раз­ных стра­нах Ев­ро­пы и хо­ро­шо со­хра­ни­лись. О по­смерт­ной сла­ве ком­по­зи­то­ра сви­де­тель­ст­ву­ют Г. Гла­ре­ан, Дж. Цар­ли­но, К. Мон­те­вер­ди (в пре­ди­сло­вии к 5-й кн. мад­ри­га­лов), М. Лю­тер и др.

Лит.: Meconi H. Pierre de la Rue and musical life at the Habsburg-Burgundian court. Oxf.; N. Y., 2003.

Вернуться к началу