Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РОМА́НС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 632

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




РОМА́НС (франц. romance, от позд­не­ла­тин­ско­го romanice, букв. – по-ро­ман­ски, на на­род­ном на­ре­чии), 1) жанр во­каль­ной му­зы­ки на сти­хи ро­ман­са ис­пан­ско­го. Сло­жил­ся в 15 в. Во­каль­ные Р. зна­ме­ни­то­го «Двор­цо­во­го пе­сен­ни­ка» («Can­cionero de Palacio» – 458 пьес раз­ных жан­ров для ис­пол­не­ния проф. му­зы­кан­та­ми при дво­ре; сост. в 1505–20) – 3–4-го­лос­ные об­ра­бот­ки од­но­го­лос­ных стро­фич. пе­сен, в мо­но­рит­мической (ран­не­го­мо­фон­ной) фак­ту­ре, на серь­ёз­ные, как пра­ви­ло, ли­ри­ко-дра­ма­тич. тек­сты (напр., «Пе­чаль­ная Ис­па­ния» и «Моя без­мя­теж­ная сво­бо­да» Хуа­на дель Эн­си­ны). Р. для го­ло­са в со­про­во­ж­де­нии виу­элы – в сб. «Учи­тель» Луи­са де Ми­ла­на (1536) и др. виу­эль­ных сборниках. К кон. 16 в. в во­каль­ном Р. поя­вил­ся реф­рен; в сти­ли­стич. от­но­ше­нии та­кой Р. в 17 в. не­от­ли­чим от виль­ян­си­ко.

2) С 18 в. в раз­ных ев­роп. тра­ди­ци­ях не­боль­шое ли­рич. про­из­ве­де­ние (лю­бов­ное, пас­то­раль­ное и др.) в по­эзии и во­каль­ной (для го­ло­са с ин­ст­ру­мен­таль­ным со­про­во­ж­де­ни­ем) му­зы­ке. Исп. сло­во «Р.» бы­ло вос­при­ня­то пер­во­на­чаль­но во Фран­ции в ори­ги­наль­ном зна­че­нии как ли­ро-эпич. сти­хо­тво­ре­ние («Но­вый сло­варь Фран­цуз­ской ака­де­мии», 1718). Ж. Ж. Рус­со («Му­зы­каль­ный сло­варь», 1768) за­фик­си­ро­вал но­вое (сло­жив­шее­ся пред­по­ло­жи­тель­но так­же в исп. сре­де) по­ни­ма­ние Р. как «бе­зы­скус­ной ме­ло­дии – неж­ной, ес­те­ст­вен­ной, пас­то­раль­ной»; он же стал ав­то­ром мн. со­чи­не­ний в этом сти­ле. Во франц. му­зы­ке ве­ду­щие пред­ста­ви­те­ли жан­ра – Ф. Ж. Гос­сек, Э. Ме­гюль, А. Бу­аль­дьё и др.

Из Фран­ции Р. пе­ре­шёл в раз­ные стра­ны, где при­об­рёл свои спе­ци­фич. фор­мы. В зап.-европ. и рус. по­эзии Р. – стро­фич. сти­хо­тво­ре­ние, со сти­ха­ми сред­ней дли­ны, ха­рак­тер­ной на­пев­ной ин­то­на­ци­ей, без от­чёт­ли­вых жан­ро­вых при­зна­ков. К жанру Р. обращались во Франции Ш. Мильвуа, Э. Парни; «Ро­ман­сы без слов» озаглавил свой сборник П. Верлен. Под­за­го­ло­вок «Р.» име­ют сти­хо­тво­ре­ния «Же­ла­ние» В. А. Жу­ков­ско­го, «Под ве­чер, осе­нью не­на­ст­ной» А. С. Пуш­ки­на.

Пер­вый зна­чит. нем. ком­по­зи­тор, по­ло­жив­ший на му­зы­ку тек­сты Р., – И. А. Хил­лер (2 сб-ка «Ро­ман­сов с ме­ло­дия­ми», 1762, 1767).

В Рос­сии в по­след­ней четв. 18 в. Р. на­зы­ва­ли пес­ню с франц. тек­стом; зна­чит. влия­ние в рас­про­стра­не­нии жан­ра сыг­ра­ла франц. опе­ра-ко­мик (Р. из опер П. А. Мон­си­ньи, А. Э. М. Грет­ри, Н. Да­лей­ра­ка со­став­ля­ли зна­чит. часть ре­пер­туа­ра до­маш­не­го му­зи­ци­ро­ва­ния ари­сто­кра­тич. кру­гов). Пер­вые рус. ав­то­ры Р. – Д. С. Борт­нян­ский, О. А. Коз­лов­ский. В нач. 19 в. под сло­вом «Р.» ста­ли по­ни­мать лю­бое ка­мер­ное со­чи­не­ние для го­ло­са с со­про­во­ж­де­ни­ем кла­ви­ра, ги­та­ры. Ори­ги­наль­ный жанр – пред­ше­ст­вен­ник рус. бы­то­во­го Р. – «рос­сий­ская пес­ня». В твор­че­ст­ве А. А. Алябь­е­ва, А. Е. Вар­ла­мо­ва, А. Л. Гу­ри­лё­ва, Петра П. Бу­ла­хо­ва (см. Булаховы) на ос­но­ве бы­то­во­го Р. фор­ми­ро­ва­лась рус. ро­ман­со­вая клас­си­ка. В 19–20 вв. Р. за­нял од­но из важ­ней­ших мест в отеч. му­зы­ке, при­чём внут­ри тра­ди­ции вы­ра­бо­та­лось раз­де­ле­ние по­ня­тий Р. и пес­ни (по­след­няя не­ред­ко со­дер­жит эле­мент те­ат­ра­ли­за­ции, опи­ра­ет­ся на фольк­лор). Круп­ней­шие ав­то­ры «ро­ман­сов и пе­сен» – М. И. Глин­ка, А. С. Дар­го­мыж­ский, М. А. Ба­ла­ки­рев, А. П. Бо­ро­дин, Н. А. Рим­ский-Кор­са­ков, М. П. Му­сорг­ский (ему при­над­ле­жат и тек­сты ря­да пе­сен), П. И. Чай­ков­ский, С. В. Рах­ма­ни­нов, С. И. Та­не­ев, Н. К. Мет­нер, А. Н. Алек­сан­д­ров, Г. В. Сви­ри­дов и др. Тра­ди­ция рус. бы­то­во­го Р. со­хра­ни­лась до нач. 21 в. в ви­де т. н. цы­ган­ско­го Р., ано­ним­но­го на­род­но­го Р., по­влия­ла так­же на совр. ав­тор­скую пес­ню.

В опе­ре Р. – не­ред­ко раз­но­вид­ность арии (ро­ман­сы Ан­то­ни­ды в опе­ре «Жизнь за ца­ря» М. И. Глин­ки, Не­мори­но в опе­ре «Лю­бов­ный на­пи­ток» Г. До­ни­цет­ти). Р. ино­гда на­зы­ва­ют ин­ст­ру­мен­таль­ные пье­сы ли­рич. ха­рак­те­ра (Р. из му­зы­ки Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча к ф. «Овод»).

Лит.: Асафь­ев Б. В. Рус­ская по­эзия в рус­ской му­зы­ке: Но­то­гра­фи­че­ский ука­за­тель. П., 1922; Ва­си­на-Гросс­ман В. А. Рус­ский клас­си­че­ский ро­манс XIX в. М., 1956; она же. Ро­ман­ти­че­ская пес­ня XIX в. М., 1966; она же. Мас­те­ра со­вет­ско­го ро­ман­са. 2-е изд. М., 1980; Моser Н. J. Das deutsche Lied seit Mozart. 2. Aufl. Tutzing, 1968. Bd 1–2; Hughes R. Solo song // The New Oxford history of music. L., 1973. Vol. 7; Stricker R. La mélodie et le lied. P., 1975; Gstrein R. Die vokale Romanze in der Zeit von 1750 bis 1850. Innsbruck, 1989; Огар­ко­ва Н. А. Ро­манс // Му­зы­каль­ный Пе­тер­бург. XVIII век. СПб., 2000. Кн. 3.

Вернуться к началу