РЕПЕРКУ́ССА
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕПЕРКУ́ССА (лат. [vox]repercussa – отголосок, отзвук), в григорианском хорале доминирующий тон-устой, вторая ладовая опора (после финалиса). Наиболее ярко выражена в псалмодии, где именуется тенором (в значении: тон, удерживающий одну и ту же высоту). Вторичный тон-устой – важнейшая категория модального лада (см. Модальность), однако названия «Р.» и «тенор» не распространяются на подобные явления в любых модальных ладах (напр., их не применяют по отношению к знаменному распеву). Р. не аналогична доминанте мажорно-минорной тональности. Модальный лад разворачивается путём обхода ступеней звукоряда (в отличие от тональности, где образуется система тяготений между центром и периферией), отсюда особое «результативное» значение Р. В отличие от тональной доминанты Р. не всегда находится в отношении ближайшего акустич. родства (квинтой выше или квартой ниже) к основному устою.
От Р. следует отличать реперкуссию (лат. repercussio) – характерный для церковного тона мелодич. интервал между финалисом и Р., который берётся скачком или заполняется поступенным движением либо подчёркивается опеванием указанных ладовых устоев (напр., реперкуссия 1-го тона d-a, 2-го тона d-f).