Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕПЕРКУ́ССА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 407

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




РЕПЕРКУ́ССА (лат. [vox]repercussa – от­го­ло­сок, от­звук), в гри­го­ри­ан­ском хо­рале до­ми­ни­рую­щий тон-ус­той, вто­рая ла­до­вая опо­ра (по­сле фи­на­ли­са). Наи­бо­лее яр­ко вы­ра­же­на в псал­мо­дии, где име­ну­ет­ся те­но­ром (в зна­че­нии: тон, удер­жи­ваю­щий од­ну и ту же вы­со­ту). Вто­рич­ный тон-ус­той – важ­ней­шая ка­те­го­рия мо­даль­но­го ла­да (см. Мо­даль­ность), од­на­ко на­зва­ния «Р.» и «те­нор» не рас­про­стра­ня­ют­ся на по­доб­ные яв­ле­ния в лю­бых мо­даль­ных ла­дах (напр., их не при­ме­ня­ют по от­но­ше­нию к зна­мен­но­му рас­пе­ву). Р. не ана­ло­гич­на до­ми­нан­те ма­жор­но-ми­нор­ной то­наль­но­сти. Мо­даль­ный лад раз­во­ра­чи­ва­ет­ся пу­тём об­хо­да сту­пе­ней зву­ко­ря­да (в от­ли­чие от то­наль­но­сти, где об­ра­зу­ет­ся сис­те­ма тя­го­те­ний ме­ж­ду цен­тром и пе­ри­фе­ри­ей), от­сю­да осо­бое «ре­зуль­та­тив­ное» зна­че­ние Р. В от­ли­чие от то­наль­ной до­ми­нан­ты Р. не все­гда на­хо­дит­ся в от­но­ше­нии бли­жай­ше­го аку­стич. род­ст­ва (квин­той вы­ше или квар­той ни­же) к ос­нов­но­му ус­тою.

От Р. сле­ду­ет от­ли­чать ре­пер­кус­сию (лат. repercussio) – ха­рак­тер­ный для цер­ков­но­го то­на ме­ло­дич. ин­тер­вал ме­ж­ду фи­на­ли­сом и Р., ко­то­рый бе­рёт­ся скач­ком или за­пол­ня­ет­ся по­сту­пен­ным дви­же­ни­ем ли­бо под­чёр­ки­ва­ет­ся опе­ва­ни­ем ука­зан­ных ла­до­вых ус­то­ев (напр., ре­пер­кус­сия 1-го то­на d-a, 2-го то­на d-f).

Лит.: Apel W. Gregorian chant. L., 1958; Hiley D. Western plainchant: A handbook. Oxf., 1993.

Вернуться к началу