Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПУЧЧИ́НИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 35-36

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Дж. Пуччини. Фото 1908.

ПУЧЧИ́НИ (Puccini) Джа­ко­мо (22.12.1858, Лук­ка – 29.11.1924, Брюс­сель), итал. ком­по­зи­тор. Из се­мьи по­том­ст­вен­ных му­зы­кан­тов. C 1874 учил­ся в Муз. ин-те им. Дж. Па­чи­ни в Лук­ке у К. Анд­же­ло­ни (ор­ган, фп.), в 1880–83 в Ми­лан­ской конс. у А. Бац­ци­ни (муз.-тео­ре­тич. дис­ци­п­ли­ны) и А. Пон­кь­ел­ли (ком­по­зи­ция). Его пер­вый опыт в муз. те­ат­ре – опе­ра «Вил­ли­сы» (либр. Ф. Фон­та­ны на сю­жет, ис­поль­зо­ван­ный ра­нее А. Ада­ном для ба­ле­та «Жи­зель»; 1884, Ми­лан; 2-я ред. 1884, Ту­рин) – имел ус­пех, но не удер­жал­ся в ре­пер­туа­ре. Про­вал ро­ман­тич. опе­ры «Эд­гар» (1889, «Ла Ска­ла», Ми­лан) вы­звал пе­ре­ме­ну эс­те­тич. ус­та­но­вок П. Влия­ние итал. ве­риз­ма ска­залось в опе­ре «Ма­нон Лес­ко» (либр. Д. Оли­вы и Л. Ил­ли­ки по ро­ма­ну А. Ф. Пре­во; 1893, Ту­рин). От опе­ры Ж. Масс­не на тот же сю­жет её от­ли­ча­ет реа­ли­стич. жиз­нен­ность в ду­хе Ж. Би­зе и Дж. Вер­ди.

В пол­ной ме­ре стиль П. рас­крыл­ся в «Бо­ге­ме» (по кн. «Сце­ны из жиз­ни бо­ге­мы» А. Мюр­же, 1896, «Те­ат­ро Ред­жо», Ту­рин), воз­мож­но, луч­шей из его опер (от­кры­ва­ет «триа­ду» на либр. Л. Ил­ли­ки и Дж. Джа­ко­зы). В цен­тре сю­же­та, раз­во­ра­чи­ваю­ще­го­ся в па­риж­ской ман­сар­де и жи­во пе­ре­даю­ще­го ат­мо­сфе­ру Ла­тин­ско­го квар­та­ла 1830-х гг., – ис­то­рия люб­ви, об­ри­со­ван­ная за­вер­шён­ны­ми во­каль­ны­ми но­ме­ра­ми (рас­сказ Ми­ми, ария Ру­доль­фа, ду­эт Ми­ми и Ру­доль­фа в кон­це 1-го ак­та). По хо­ду дей­ст­вия воз­ни­ка­ют не­боль­шие арио­зо с пре­об­ла­да­ни­ем дек­ла­ма­ции, ино­гда «рас­пе­той» тан­це­валь­но­сти (вальс Мю­зет­ты). В ор­ке­ст­ро­вой тка­ни су­ще­ст­вен­на роль лейт­мо­ти­вов, ис­поль­зо­ва­ны но­вые для итал. опе­ры тон­кие гар­мо­нич. крас­ки (в ча­ст­но­сти, па­рал­ле­лизм квинт во всту­п­ле­нии к 3-му ак­ту). Пре­мье­ра, осу­ще­ст­в­лён­ная А. Тос­ка­ни­ни, вы­зва­ла го­ря­чие спо­ры из-за мни­мой «не­опер­но­сти» сю­же­та (хо­тя од­но­вре­мен­но с П. над ним ра­бо­тал Р. Ле­он­ка­вал­ло), то­гда как ус­пех ла­ви­но­об­раз­но рос (по­ны­не «Бо­ге­ма» – од­на из са­мых ис­пол­няе­мых опер ми­ро­во­го ре­пер­туа­ра).

Ша­гом в на­прав­ле­нии опер­но­го мо­дер­низ­ма ста­ла «Тос­ка» (по дра­ме В. Сар­ду «Фло­рия Тос­ка», 1900, «Те­ат­ро Ко­стан­ци», Рим). Ак­туа­ли­зи­ро­вав сю­жет из про­шло­го Ита­лии и ти­ра­но­бор­че­скую те­ма­ти­ку, П. соз­дал вы­со­кую дра­му под­лин­но вер­ди­ев­ской мо­щи. Го­ря­чая экс­прес­сия му­зы­ки пре­до­пре­де­ли­ла пу­ти раз­ви­тия опе­ры 20 в., осо­бен­но в те­но­ро­вой пар­тии Ка­ва­ра­дос­си (сим­пто­ма­тич­но, что га­ле­рея опер­ных «уз­ни­ков» по­пол­ни­лась жерт­вой пы­ток); муз. дра­ма­тур­гию от­ли­ча­ет раз­ви­тая тех­ни­ка лейт­мо­ти­вов (напр., тре­зву­чия те­мы-эпи­гра­фа, ха­рак­те­ри­зую­щие зло­дея Скар­пиа). Даль­ней­шее ус­лож­не­ние гар­мо­нии в «Тос­ке» пе­ре­рос­ло в им­прес­сио­ни­ст­скую зву­ко­пись опе­ры («япон­ской тра­ге­дии») «Ма­дам Бат­тер­фляй» (по дра­ме Д. Бе­ла­ско «Гей­ша»; 1904, «Ла Ска­ла»; вер­сия в 3 ак­тах – 1906, Па­риж; в СССР шла под назв. «Чио-Чио-сан»), яр­ком об­раз­це ори­ен­та­лиз­ма. Вост. эк­зо­ти­ка пе­ре­да­на под­лин­ны­ми япон. ме­ло­дия­ми, пен­та­то­ни­кой, на­ряд­ны­ми тем­бра­ми (груп­па удар­ных ин­ст­ру­мен­тов рас­ши­ре­на за счёт япон. ме­тал­лич. идио­фо­нов, ко­ло­коль­чи­ков и ко­ло­ко­лов). Ли­ния «Тос­ки» с её кон­фликт­но­стью си­туа­ций, борь­бой силь­ных и вла­ст­ных ха­рак­те­ров свое­об­раз­но пре­лом­ле­на в аван­тюр­ном сю­же­те опе­ры «Де­вуш­ка с За­па­да» (либр. Г. Чи­ви­ни­ни и К. Дзан­га­ри­ни по дра­ме Бе­ла­ско «Де­вуш­ка с Зо­ло­то­го За­па­да», 1910, «Мет­ро­по­ли­тен-опе­ра», Нью-Йорк), имею­щей сча­ст­ли­вую раз­вяз­ку. В жан­ро­вых эпи­зо­дах за­мет­ны ин­то­на­ции и рит­мы амер. бы­то­вой му­зы­ки (в т. ч. эле­мен­ты рег­тай­ма), с ко­то­рой П. по­зна­ко­мил­ся во вре­мя по­езд­ки в США в 1905.

Пер­вая ми­ро­вая вой­на усу­гу­би­ла пе­ре­жи­вав­ший­ся П. творч. кри­зис, от­час­ти вы­зван­ный вы­сту­п­ле­ния­ми кри­ти­ка Ф. Тор­реф­ран­ки про­тив П. и опер­но­го жан­ра в це­лом. Ито­гом ис­ка­ний этих лет ста­ли ко­мич. опе­ра «Лас­точ­ка» (либр. Дж. Ада­ми, 1917, Мон­те-Кар­ло) и три­птих од­но­акт­ных опер: «Плащ» (либр. Ада­ми по но­вел­ле Д. Голь­да), «Се­ст­ра Ан­же­ли­ка» (либр. Дж. Фор­ца­но), «Джан­ни Скик­ки» (либр. Фор­ца­но по 30-й пес­не «Ада» из «Бо­же­ст­вен­ной ко­ме­дии» Дан­те; все 1918, «Мет­ро­по­ли­тен-опе­ра»). Жи­вость и лёг­кость дра­ма­тур­гич. раз­ви­тия сбли­жа­ют «Джан­ни Скик­ки» с луч­ши­ми об­раз­ца­ми опе­ры-буф­фа.

В по­след­ней опе­ре «Ту­ран­дот» (либр. Дж. Ада­ми и Р. Си­мо­ни по фья­бе К. Гоц­ци в пе­ре­ра­бот­ке Ф. Шил­ле­ра, 1924, не окон­че­на; за­клю­чит. сце­ны на­пи­са­ны Ф. Аль­фа­но по эс­ки­зам П., 1926, «Ла Ска­ла») ком­по­зи­тор от­ка­зал­ся от ус­лов­ной ска­зоч­но­сти лит. пер­во­ис­точ­ни­ка, на­де­лил ге­ро­ев силь­ны­ми стра­стя­ми, спла­вил ге­рои­ку, тра­ге­дий­ность и ли­ризм. Дань ори­ен­та­лиз­му – раз­но­об­раз­ные ко­ло­ри­стич. эф­фек­ты, пе­ре­даю­щие кит. эк­зо­ти­ку, в т. ч. не­обыч­ные для ев­роп. му­зы­ки ар­хаи­че­ские ла­ды; в дра­ма­ти­че­ски-экс­прес­сив­ных сце­нах сме­ло при­ме­не­на совр. гар­мо­ния (вплоть до по­ли­то­наль­ных на­ло­же­ний).

По­доб­но ве­ри­стам, П. стре­мил­ся к прав­ди­во­му во­пло­ще­нию жи­тей­ских кол­ли­зий. В ос­но­ве всех опер П. – рель­ефная, за­по­ми­наю­щая­ся ме­ло­дия, в ко­то­рой пре­тво­ре­ны тра­ди­ции итал. во­каль­ной шко­лы и раз­но­об­ра­зие бы­то­вой му­зы­ки его вре­ме­ни. Раз­ви­вая ху­дож. за­вое­ва­ния позд­не­го твор­че­ст­ва Вер­ди (осо­бен­но «Отел­ло»), П. соз­дал осо­бый, гиб­кий и свое­об­раз­ный ре­чи­та­тив­но-ари­оз­ный стиль, став­ший од­ним из гл. ком­по­нен­тов ев­роп. опе­ры 20 в.

Соч.: Пись­ма. Л., 1971; Puccini com’era / A cu­ra di A. Marchetti, V. Giuliani. Mil., 1973.

Лит.: Кон­стант Смис А. [Куз­не­цов К. А.]. Пуч­чи­ни и его опе­ра «Бо­ге­ма». М., 1936; Fellerer K. G. G. Puccini. Potsdam, 1937; Car­ner M. Puccini: A critical biography. L., [1958]; Не­стьев И. Дж. Пуч­чи­ни: Очерк жиз­ни и твор­че­ст­ва. 2-е изд. М., 1966; Кел­дыш Т. Дж. Пуч­чи­ни. 2-е изд. Л., 1968; Да­ни­ле­вич Л. В. Дж. Пуч­чи­ни. М., 1969; Amy D. Puccini: L’homme et son œuvre. [P., 1970]; Таrоzzi G. Puccini: La fine del bel canto. Mil., 1972; Масdоnald R. S. Puccini, king of verismo. N. Y., 1973; Magri G. Puccini e le sue rime. Mil., 1974; Му­зы­ка XX в.: Очер­ки. М., 1977. Ч. 1. Кн. 2; Сasini C. G. Puccini. Torino, 1978; Ле­ва­ше­ва О. Е. Пуч­чи­ни и его со­вре­мен­ни­ки. М., 1980; Krausе Е. Puccini. B., 1985; The Unknown Puccini / Ed. M. Kaye. N. Y., 1987; The Puccini companion. N. Y., 1994; Ки­рил­ли­на Л. В. Италь­ян­ская опе­ра пер­вой по­ло­ви­ны XX в. М., 1996; Wilson C. G. Puccini. L., 1997; Schickling D. G. Puccini: Biographie. Stuttg., 2007; Hopkinson C. A. Bibliography of the works of G. Puccini. N. Y., 1968.

Вернуться к началу