Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАУЭРС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ПА́УЭРС (Powers) Гарольд (5.8.1928, Нью-Йорк  15.3.2007, Санта-Моника, штат Калифорния), амер. музыковед и теоретик музыки. Учился в Станфордском и Сиракьюсском университетах как пианист (бакалавр музыки, 1950). В 1952 окончил Принстонский университет (изучал теорию музыки у М. Бэббитта и Э. Коуна, музыковедение – у О. Странка и А. Менделя) как музыковед и композитор. Преподавал в Принстонском (1955–58, 1973–2001, профессор с 1973), Гарвардском (1958–60) университетах и в университете штата Пенсильвания (1961–73, профессор с 1971). После многих лет изучения традиционной индийской музыки (стажировался в Индии в 1952–54, 1960–61, 1967–68; защитил диссертацию о южноиндийской раге «The Background of the South Indian Rāga-System», 1959, Принстон) переключился на старинную европейскую музыку, стал одним из самых авторитетных в США исследователей старинной гармонии. Изучал также итальянскую оперу 19 – нач. 20 вв.

В отличие от большинства западных учёных, рассматривавших историю европейской гармонии как переход от монодической модальности к гармонической (мажорно-минорной) тональности, П. выдвинул революционную идею о том, что модальность и тональность сосуществуют как специфические свойства музыки на «разных эпистемологических уровнях» (separate epistemological planes); с учётом этого бессмысленно говорить о «переходе» от первой ко второй: модальность и тональность не конкурируют между собой и не являются взаимоисключающими методами организации звуковысотного материала. В исследовании полифонии 16 в. (прежде всего в церковной вокальной музыке Дж. П. да Палестрины и О. ди Лассо) П. модифицировал учение немецкого музыковеда З. Хермелинка, считавшего главным признаком старинной звуковысотной структуры т. н. ладовый тип (нем. Tonartentyp, англ. tonal type), в характеристику которого входят как модальные, так и тональные «маркеры». Перенеся на музыкознание заимствованную из культурной антропологии пару понятий «эмическое» и «этическое», П. призывал отличать рефлексию старинных ладов у современных этим ладам музыкантов и теоретиков («эмический» подход) от анализа в универсальных категориях теории музыки 20 в. («этический» подход).

В обширной статье «Mode», опубликованной в 1980 в Музыкальном словаре Дж. Грова (последнее издание  «Новый словарь музыки и музыкантов Грова», 2001), П. развернул подробный систематический обзор документальных свидетельств о модальных ладах западноевропейской и неевропейских (англо-американская народная песня, макам, рага, патет, персидское гуше, японское тёси и др.) традиций. Благодаря обилию реферативно-справочного материала, дидактически ясных схем и нотных примеров (в стандартной 5-линейной нотации) эта статья П. ныне признана на Западе фундаментальным вкладом в теорию модальности.

Соч.: Tonal types and modal categories in Renaissance polyphony // Journal of the American Musicological Society 34 (1981); Modal representations in polyphonic offertories // Early Music History 2 (1982); Is mode real? // Basler Jahrbuch für historische Musikpraxis 16 (1992).

Вернуться к началу