Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОРЛОВ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. С. Тугаринов

ОРЛО́В Василий Сергеевич [25.1(6.2).1857, село Ржавки (Никольское) Московского уезда Московской губернии, ныне в черте Зеленограда – 10(23).11.1907, Москва], рос. хоровой дирижёр, регент. Один из крупнейших отеч. хоровых дирижёров. Сын псаломщика ц. Свт. Николая в с. Никольское. С 8 лет пел в церковных хорах в Москве, в 1868(?) учился в Заиконоспасском духовном уч-ще. В 1874 окончил моск. Синодальное уч-ще церковного пения, в 1880 – Моск. конс. (класс фагота К. Ф. Эзера; сольфеджио изучал у Н. А. Губерта, гармонию у П. И. Чайковского, инструментовку у С. И. Танеева, историю церковной музыки у прот. Д. В. Разумовского). В 1879 (1880?) исполнил «Литургию Св. Иоанна Златоуста» Чайковского с хором рабочих типографии А. И. Мамонтова (см. в ст. Мамонтовы) в ц. Св. Александра Невского при Комиссаровском технич. уч-ще. Преподавал пение в школах, уч-щах и ин-тах Москвы. С 1882 учитель пения, дирижёр и регент хоров Русского хорового об-ва (РХО), провёл ряд концертов и богослужений с хорами РХО. В 1886 при активной поддержке Чайковского стал старшим регентом Синодального хора (оставался на этой должности до 1903) и преподавателем Синодального уч-ща (сольфеджио, контрапункт, позднее дирижирование, ансамбль, педагогич. практика); в 1901–07 директор уч-ща. Среди учеников О.  выдающиеся регенты, дирижёры, композиторы, среди которых – братья Чесноковы, Н. М. Данилин, А. В. Никольский, М. Г. Климов, братья Толстяковы, Шведовы, Н. С. Голованов, В. П. Степанов.

Талант О.-регента раскрылся с приходом в уч-ще С. В. Смоленского (1889). В 1890 О. начал активную концертную деятельность с Синодальным хором, с триумфом прошли концерты в Рязани (1891), Санкт-Петербурге (1896), Вене (1899), Твери (1904), большой резонанс имели циклы Историч. концертов в Москве (1895, 1906, 1907). Под влиянием О. у хора сформировался особый стиль звучания, общепризнанный за эталон (как за богослужением, так и в концертном зале). Эстетика звучания хора под руководством О. способствовала возникновению нового направления в творчестве рус. композиторов, благодаря Синодальному хору стали работать с церковным распевом А. Д. Кастальский, С. В. Рахманинов, П. Г. Чесноков, Никольский, Голованов, К. Н. Шведов, Д. М. Яичков, М. Г. Шорин. Своей работой с Синодальным хором О. завоевал высокий авторитет в моск. церковно-певческой среде и ок. 1900 стал гл. регентом сводного церковного хора Москвы [выступал в Манеже (1902, 1903), Большом зале Благородного собрания (1906)].

Лит.: Никольский А. В. В. С. Орлов // Хоровое и регентское дело. 1913. № 11; Глухов Л. В. В. С. Орлов – выдающийся деятель русской хоровой музыки и музыкального образования. Пермь, 1999; он же. Московское синодальное училище церковного пения: Дирижерско-хоровое образование России в деятельности В. С. Орлова. Пермь, 2001; Тугаринов Е. Великий русский регент В. С. Орлов. М., 2004; он же. В. С. Орлов // Русские регенты. Ч. 1. М., 2014.

Вернуться к началу