Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАРИ́ЖСКАЯ О́ПЕРА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Галайда (балет)
«Опера-Гарнье». Большое фойе. Фото Eric Pouhier
«Опера-Гарнье». Зрительный зал.

ПАРИ́ЖСКАЯ О́ПЕРА (L’Opéra de Paris; офиц. назв. На­цио­наль­ная опе­ра Па­ри­жа – Opéra national de Paris), опер­но-ба­лет­ный те­атр, один из цен­тров ми­ро­вой му­зы­каль­но-те­ат­раль­ной куль­ту­ры. Ис­то­рия П. о. вос­хо­дит к те­ат­ру Ко­ро­лев­ская ака­де­мия опе­ры, ос­но­ван­но­му в 1669 по­этом Р. Кам­бе­ром и ком­по­зи­тором П. Пер­ре­ном, ко­то­рые по­лу­чи­ли от Лю­до­ви­ка XIV при­ви­ле­гию на ор­га­ни­за­цию по­сто­ян­но­го опер­но­го те­ат­ра в Па­ри­же. В 1671, по­сле объ­е­ди­не­ния с Ко­ро­лев­ской ака­де­ми­ей тан­ца, соз­дан­ной в 1661 под рук. П. Бо­ша­на, те­атр пре­об­ра­зо­ван в Ко­ро­лев­скую ака­де­мию му­зы­ки и тан­ца. С 1672 Ко­ро­лев­ская ака­де­мия му­зы­ки. По­сле Франц. ре­во­лю­ции 18 в. на­зва­ние не­од­но­крат­но ме­ня­лось: Те­атр ис­кусств, Те­атр Рес­пуб­ли­ки и ис­кусств, Те­атр Опе­ры. В 1804–14 Имп. ака­де­мия му­зы­ки, в 1815–71 Ко­ролев­ская ака­де­мия му­зы­ки и тан­ца, с 1871 Нац. ака­де­мия му­зы­ки и тан­ца. Во 2-й пол. 20 в. на­зва­ние вновь из­ме­нилось: с 1978 Нац. те­атр Па­риж­ской опе­ры (с 1989 вхо­дил в Ас­со­циа­цию па­риж­ских опер­ных те­ат­ров), с 1990 Па­риж­ская опе­ра, с 1994 Нац. опе­ра Па­ри­жа.

В 17–19 вв. спек­так­ли ста­ви­лись в раз­ных по­ме­ще­ни­ях: во двор­це Па­ле-Ро­яль (1673–1763, 1770–81), за­лах Мон­та­сье (1794–1820), Ле-Пе­ле­тье (1821–73) и др. Гл. зда­ние П. о. – «Опе­рá-Гар­нье» (Дво­рец Гар­нье – Palais Garnier; в оби­хо­де так­же «Гранд-Опе­рá»), ре­пре­зен­та­тив­ное со­ору­же­ние во Вто­рой им­пе­рии сти­ле (1861–75, арх. Ш. Гар­нье; см. илл. в ста­тье о нём). Гл. фа­сад снаб­жён ко­лон­на­дой из спа­рен­ных мра­мор­ных ко­лонн. Са­мая вы­со­кая точ­ка зда­ния (ок. 60 м) – фрон­тон, за­вер­шён­ный на конь­ке кры­ши скульп­тур­ной груп­пой «Апол­лон ме­ж­ду Тан­цем и Му­зы­кой» (1869–70, скульп­тор Э. Мил­ле). В ин­терь­е­ре клю­че­вую роль иг­ра­ет па­рад­ная ле­ст­ни­ца (выс. 30 м), со­еди­няю­щая фойе с зри­тель­ным за­лом (ок. 1,9 тыс. мест). В де­ко­ри­ро­ва­нии зда­ния при­ня­ли уча­стие 75 скульп­то­ров и 15 жи­во­пис­цев, сре­ди их ра­бот: скульп­тур­ная груп­па «Та­нец» на гл. фа­са­де (1866–69, скульп­тор Ж. Б. Кар­по), скульп­тур­ные груп­пы, дер­жа­щие све­тиль­ни­ки у под­но­жия па­рад­ной ле­ст­ни­цы (1873, скульп­тор А. Э. Кар­рье-Бел­лёз), рос­пи­си гл. ле­ст­ни­цы (1865–75, И. Пиль), пла­фо­ны фойе (1866–74, П. Бод­ри) и Зер­каль­ной ро­тон­ды (1889, Ж. Кле­рен). Но­вый пла­фон зри­тель­но­го за­ла ис­пол­нен в 1964 М. З. Ша­га­лом; в 2011 соз­дан ин­терь­ер рес­то­ра­на «Фан­том» (арх. О. Декк). Пло­щадь, при­мы­каю­щая с се­ве­ра к зда­нию, с 1966 но­сит имя С. П. Дя­ги­ле­ва. П. о. так­же за­ни­ма­ет зда­ние «Опе­рá Бас­тий» («Opéra de la Bastille»; по мес­ту рас­по­ло­же­ния – пл. Бас­ти­лии) в рус­ле пост­мо­дер­низ­ма (1989, арх. К. Отт; гл. зал – 2703 мес­та; зал-ам­фи­те­атр на 450 мест; зал-сту­дия на 237 мест), где идут опе­ры; Дво­рец Гар­нье ис­поль­зу­ет­ся пре­им. для ба­лет­ных по­ста­но­вок.

Опера. 

П. о. от­кры­лась под назв. Ко­ро­лев­ская ака­де­мия му­зы­ки и тан­ца в 1671 опе­рой «По­мо­на» Р. Кам­бе­ра и П. Пер­ре­на (счи­та­ет­ся пер­вой опе­рой на франц. яз.). В 17–18 вв. П. о. свя­за­на в осн. с дву­мя жан­ра­ми – ли­рич. тра­ге­ди­ей и опе­рой-ба­ле­том. В 1672–87 те­атр воз­глав­лял Ж. Б. Люл­ли, ко­то­рый по­ста­вил в нём мно­же­ст­во собств. опер («Празд­не­ст­ва Аму­ра и Вак­ха», 1672, «Аль­це­ста», 1674, «Атис», 1676, «Пси­хея», 1678, «Ро­ланд», 1685, «Ар­ми­да», 1686, опе­ры-ба­ле­ты «Три­умф люб­ви», 1681, «Храм ми­ра», 1685, и др.). По­сле смер­ти Люл­ли ста­ви­лись опе­ры его по­сле­до­ва­те­лей: М. А. Шар­пан­тье, А. Кам­пра («Га­лант­ная Ев­ро­па», 1697, «Ве­не­ци­ан­ские празд­не­ст­ва», 1710) и др. В 1733–60 на сце­не П. о. по­ста­вил собств. опе­ры Ж. Ф. Ра­мо («Ип­по­лит и Ари­сия», 1733, «Кас­тор и Пол­лукс», 1737, «Зо­ро­астр», 1749, «Ана­кре­он», 1754, опе­ры-ба­ле­ты «Га­лант­ные Ин­дии», 1735, «Храм сла­вы», 1745, «Па­ла­ди­ны», 1760, и др.). Наи­бо­лее зна­чит. по­ста­нов­ки 2-й пол. 18 в. – ре­фор­ма­тор­ские опе­ры К. В. Глю­ка («Ифи­ге­ния в Ав­ли­де», «Ор­фей и Эв­ри­ди­ка», обе 1774, «Аль­це­ста», 1776, «Ар­ми­да», 1777, «Ифи­ге­ния в Тав­ри­де», 1779, и др.). По­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись опе­ры в итал. вку­се Н. Пич­чин­ни (1-я пост. на сце­не П. о. – «Адель де Пон­тьё», 1781). В го­ды Франц. ре­во­лю­ции 18 в. ста­ви­лись ге­ро­ич. опе­ры Ф. Ж. Гос­се­ка («Дар сво­бо­де», 1792, «Три­умф Рес­пуб­ли­ки, или Ла­герь при Гран­пре», 1793), А. Э. М. Гре­т­ри («Рес­пуб­ли­кан­ская из­бран­ни­ца, или Празд­ник ра­зу­ма», «Ти­ран Дио­ни­сий», обе 1794), явив­шие­ся от­кли­ком на ре­во­люц. со­бы­тия. На­чи­ная с по­ста­нов­ки «Вес­тал­ки» Г. Спон­ти­ни (1807) на про­тя­же­нии де­ся­ти­ле­тий в П. о. гос­под­ство­вал пом­пез­ный стиль «боль­шой опе­ры» с ха­рак­тер­ной для не­го ис­то­рич. и ге­рои­ко-пат­рио­тич. те­ма­ти­кой. С 1820-х гг. П. о. ста­но­вит­ся од­ним из ми­ро­вых цен­тров ро­ман­тич. иск-ва, на её сце­не осу­ще­ст­в­ля­ют­ся пер­вые по­ста­нов­ки раз­но­жан­ро­вых опер Дж. Рос­си­ни («Оса­да Ко­рин­фа», 1826, «Мои­сей», 1827, «Виль­гельм Телль», 1829), Д. Ф. Э. Обе­ра («Не­мая из Пор­ти­чи», 1828), Дж. Мей­ер­бера («Ро­берт-дья­вол», 1831, «Гу­ге­но­ты», 1836, «Про­рок», 1849), Ф. Га­ле­ви («Дочь кар­ди­на­ла», 1835), Г. Бер­лио­за («Бен­ве­ну­то Чел­ли­ни», 1838), Г. До­ни­цет­ти («Фа­во­рит­ка», 1840) и др. С сер. 19 в. но­вый ре­пер­ту­ар пред­став­лен опе­ра­ми Ш. Гу­но («Са­фо», 1851, «Фа­уст», 1869, «Ро­мео и Джуль­ет­та», 1888), Дж. Вер­ди («Си­ци­лий­ская ве­чер­ня», 1855, «Дон Кар­лос», 1867, «Ри­го­лет­то», 1885, «Отел­ло», 1894), Р. Ваг­не­ра («Тан­гей­зер», 1861, «Ло­эн­грин», 1891), А. То­ма («Гам­лет», 1868), Ж. Масс­не («Та­ис», 1894), К. Сен-Сан­са («Ген­рих VIII», 1883, «Сам­сон и Да­ли­ла», 1892). Зда­ние «Опе­ра́ Гар­нье» от­кры­то в 1875 га­ла-кон­цер­том франц.-итал. опер­ной му­зы­ки (Рос­си­ни, Обер, Га­ле­ви и др.). В 19 в. на сце­не П. о. вы­сту­па­ли мн. ис­пол­ни­те­ли с ми­ро­вым име­нем: ди­ри­жё­ры Ш. Ла­му­рё, Э. Ко­лонн; пев­цы М. Ма­либ­ран, П. Ви­ар­до-Гар­сия, Джу­лия Гри­зи, М. Ж. Д. Aртo, А. Пат­ти, В. Мо­рель, Э. и Я. де Реш­ке и др. В рам­ках Рус­ских се­зо­нов, ор­га­ни­зо­ван­ных С. П. Дя­ги­ле­вым, со­стоя­лась пер­вая во Фран­ции по­ста­нов­ка рус. опе­ры – «Бо­рис Го­ду­нов» М. П. Му­сорг­ско­го с Ф. И. Ша­ля­пи­ным в гл. ро­ли (1908), за­тем бы­ли по­став­лены «Са­ло­мея» Р. Штрау­са (1910), «Со­ло­вей» (1914) и «Мав­ра» (1922) И. Ф. Стра­вин­ско­го. Со­чи­не­ния совр. ком­по­зи­то­ров за­ни­ма­ли зна­чит. ме­сто в ре­пер­туа­ре до 2-й ми­ро­вой вой­ны, сре­ди них – ора­то­рия «Ле­ген­да о Св. Кри­сто­фе» В. д’Энди (1920), опе­ры «Семь кан­цон» Дж. Ф. Ма­липь­е­ро (1920), «Мак­си­ми­ли­ан» Д. Мийо (1932), «Эдип» Дж. Эне­ску (1936), «Парм­ская оби­тель» A. Coгe (1939) и др. В этот пе­ри­од в П. о. вы­сту­па­ли: ди­ри­жё­ры П. Мон­тё, Р. Де­зор­мь­ер; пев­цы Р. Ка­рон, М. Жур­не, М. Ре­но, Ж. Ф. Дель­мас, Л. Бре­валь, Ж. Лю­бен, Ж. Тиль, Э. Ка­ру­зо и др. По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны П. о. со­хра­ня­ла зна­че­ние од­но­го из круп­ней­ших ака­де­мич. опер­ных те­ат­ров Ев­ро­пы. Кон­сер­ва­тив­ная тра­ди­ция П. о., не до­пус­кав­шая в опе­ре раз­го­вор­ных диа­ло­гов, а так­же иных язы­ков, кро­ме фран­цуз­ско­го, бы­ла пре­рва­на в 1950-е гг. («Са­ло­мея» Р. Штрау­са, 1951, «Вол­шеб­ная флей­та» В. А. Мо­цар­та, 1954). Сре­ди важ­ней­ших по­ста­но­вок 2-й пол. 20 в.: «Диа­ло­ги кар­ме­ли­ток» Ф. Пу­лен­ка (1-я пост. во Фран­ции, 1957), «Кар­мен» Ж. Би­зе (впер­вые в П. о., 1959), «Воц­цек» (1963) и «Лу­лу» (1979) А. Бер­га (обе впер­вые в П. о.), «Пел­ле­ас и Ме­ли­зан­да» К. Де­бюс­си (впер­вые в П. о., 1977), «Св. Фран­циск Ас­сиз­ский» О. Мес­сиа­на (1-я пост., 1983), «Юлий Це­зарь» Г. Ф. Ген­де­ля (1987, аутен­тич­ное ис­пол­не­ние). В эти го­ды в те­ат­ре вы­сту­па­ли: ди­ри­жё­ры Ш. Мюнш, А. Клюи­тенс, Л. Фо­ре­стье, Ж. Претр, И. Мар­ке­вич, П. Бу­лез, К. фон До­на­ньи, пев­цы Р. Крес­пен, Р. Гор, Д. Дю­валь, М. Кал­лас, Т. Гоб­би, Н. Гед­да, А. Си­лья, Б. Хен­д­рикс и др.

С 1990 опе­ры ста­вят­ся так­же на сце­не «Опе­ра́ Бас­тий», ко­то­рая бы­ла от­кры­та опе­рой «Тро­ян­цы» Г. Бер­лио­за. Ре­пер­ту­ар от­ли­ча­ет­ся зна­чит. раз­но­об­ра­зи­ем, при этом важ­ней­шее ме­сто за­ни­ма­ют ше­дев­ры ми­ро­вой опе­ры; сре­ди по­ста­но­вок кон. 20 – нач. 21 вв.: «Ара­бел­ла» (1981) и «Са­ло­мея» (2003) Р. Штрау­са, «Пи­ко­вая да­ма» П. И. Чай­ков­ско­го (1991, 1999), «Ип­по­лит и Ари­сия» Ж. Ф. Ра­мо (1996), «Лу­лу» А. Бер­га (1998), «Ми­ло­сер­дие Ти­та» (1997) и «Дон Жу­ан» (1999) В. А. Мо­цар­та, «Лю­бовь к трём апель­си­нам» С. С. Про­кофь­е­ва (2005), «Тан­гей­зер» Р. Ваг­не­ра (2007). В спек­так­лях уча­ст­во­ва­ли: ди­ри­жё­ры – Мюнг Ван Чунг, К. На­га­но, Дж. Кон­лон, Д. М. и В. М. Юров­ские; пев­цы – К. Те Ка­на­ва, К. Мат­ти­ла, С. П. Лей­фер­кус, В. В. Га­лу­зин, С. Ла­рин, О. Ю. Гу­ря­ко­ва, Р. Фле­минг и др.; сре­ди ре­жис­сё­ров-по­ста­нов­щи­ков – Р. Уил­сон, Л. А. До­дин.

Ор­кестр П. о., кро­ме уча­стия в спек­так­лях, ве­дёт са­мо­сто­ят. кон­церт­ную дея­тель­ность.

Балет

Старейшая балетная компания мира, по образцу которой формировались европ. труппы. В 17 – нач. 18 вв. здесь закладывались традиции классич. балета, формировался стиль франц. школы. Не слишком значительная в первые годы существования театра, роль балетной труппы изменилась с приходом в П. о. в 1672 композитора Ж. Б. Люлли и началом его реформаторской деятельности. Ведущие мастера П. Бошан, Л. Пекур (возглавлял труппу в 1687–1729) и др. являлись практиками и теоретиками танца. В это время развитие балета связано с творчеством композиторов Ж. Ф. Рамо и К. В. Глюка, чьи оперы включали развёрнутые хореографич. сцены. В 1713 при театре создана балетная школа (L’Ecole de Danse). В сер. 18 в., когда в Европе существенно возрос интерес к балету, укрепился статус П. о. как хранителя классич. традиций, из-за чего актуальные веяния воспринимались с некоторым опозданием. Так, реформатор Ж. Ж. Новерр, стремившийся в своих постановках воплотить идеи эпохи Просвещения и франц. энциклопедистов, стал руководителем балета (в 1776) только после того, как получил европ. признание в Штутгарте, Милане и Вене. Он перенёс в П. о. свои постановки «Апеллес и Компаспа» (1776) Ф. Аспельмайера, «Горации и Куриации» Й. Старцера (1777), «Медея и Ясон» Ж. Ж. Родольфа (1780), а также поставил оригинальные балеты: «Безделушки» В. А. Моцарта, «Аннета и Любен» (оба 1778). Преемниками Новерра на посту гл. балетмейстера стали его ученики – М. и П. Гардель, Ж. Доберваль. В 1-й пол. 19 в. П. о. – центр развития танцевального романтизма, когда балет вошёл в число серьёзных искусств наряду с поэзией, драматургией, музыкой, живописью. Здесь состоялась премьера «Сильфиды» Ж. Шнейцхоффера в постановке Ф. Тальони (1832, гл. партию исполнила М. Тальони), а затем таких балетов, как «Жизель» А. Адана (1841, балетм. Ж. Перро), «Пахита» Э. М. Дельдевеза (1946), «Корсар» Адана (1856, оба – балетм. Ж. Мазилье), «Коппелия» Л. Делиба (1870, балетм. А. Сен-Леон). Успех этих постановок способствовал повсеместному утверждению в Европе франц. школы и триумфальному распространению балетов, которые в обновлённых хореографич. редакциях входят в репертуар ведущих трупп мира и в нач. 21 в. Среди солистов в тот период: Л. Гран, К. Гризи, Л. Мерант, Л. Петипа, К. Розати, Ф. Черрито, Ф. Эльслер; среди гастролёров – рус. артистки Е. И. Андреянова, М. Н. Муравьёва, М. С. Суровщикова-Петипа. При этом во 2-й пол. 19 в. П. о. переживала период упадка. К концу столетия роль балета в спектаклях была сведена преим. к исполнению дивертисментов в оперных спектаклях. Возобновлению интереса к жанру способствовали Русские сезоны С. П. Дягилева в Париже. Под их влиянием активизировалась деятельность труппы П. о., во главе которой в 1908–09 и в 1919–26 стоял Л. Статс. Школа обрела новые ориентиры в освоении техники классич. танца. Эпохой в возрождении П. о. стала деятельность С. Лифаря. Постановщик ок. 200 спектаклей и дивертисментов, он привлёк к сотрудничеству Дж. Баланчина, Х. Ландера, Ж. Скибина и др., создал новый имидж и новый репертуар франц. балета. Культивируя интерес к совр. хореографии, одновременно особое внимание уделял и классич. образцам. Оба эти направления с тех пор остаются равноправными в репертуаре труппы. Интерес к собств. наследию П. о. проявила, пригласив хореографа П. Лакотта для воссоздания «Сильфиды» (1972) и «Коппелии» (1973). В то же время труппа постоянно сотрудничала с хореографами Р. Пети, М. Бежаром. Сер. 20 в. отмечена расширением стилистич. возможностей классич. танцовщиков. Среди солистов: И. Шовире, С. Перетти, Л. Дарсонваль, Л. Дейде, К. Воссар, К. Бесси, М. Рено, К. Мот, А. Лабис, Ж. П. Бонфу, П. Бар, Г. Тесмар, Н. Понтуа, М. Денар, С. Атанасов, Ж. Гизерикс. Балеты для П. о. ставили европ. и амер. хореографы: К. Макмиллан, Х. ван Манен, В. П. Бурмейстер, Ю. Н. Григорович, М. Каннингем, Дж. Роббинс, Дж. Ноймайер и др. Особое место в истории балетной труппы П. о. занимает деятельность Р. Х. Нуреева, возглавлявшего её в 1983–89. Он придал амбициозность, динамизм и молодую энергию респектабельному академизму труппы, включил в репертуар отредактированные им балеты – «Раймонда» А. К. Глазунова (1983); «Лебединое озеро» (1984), «Щелкунчик» (1985) и «Спящая красавица» (1989) П. И. Чайковского; «Ромео и Джульетта» (1984) и «Золушка» (1986) С. С. Прокофьева; «Дон Кихот» (1981) и «Баядерка» (1992) Минкуса, – доведя танец до выдающегося уровня виртуозности в соединении с традиционной франц. чистотой исполнения, вниманием к деталям, мелкой технике. Благодаря Нурееву на сцену вышло новое поколение артистов, занявших ведущее положение не только в П. о., но и в мировом балете: С. Гиллем, М. Легри, Л. Илер, Ш. Жюд, Ф. Клер, Ф. Легре, М. Лудьер, И. Герен, Э. Платель, М. К. Пьетрагалла, П. Дюпон, А. Летестю, Ж. Мартинез, Н. Ле Риш, Ж. Г. Бар и др. В годы руководства Нуреева в П. о. состоялись мировые премьеры балетов К. Армитаж («GV-10» на музыку К. Штокхаузена, 1984), Бежара («AREPO» на музыку Ш. Гуно, 1986), У. Форсайта («In the Middle Somewhat Elevated» Т. Виллемса, 1987). В 1995–2013 труппу возглавляла Б. Лефевр, с 2014 – Б. Мильпье, с 2016 – О. Дюпон. Рубеж веков отмечен радикализацией репертуара – соединением эстетики классич. балета с углублённым интересом к разл. направлениям совр. танца. Среди постановок 1990–2010-х гг.: балеты Ноймайера («Сильвия» Делиба), К. Карлсон («Знаки» Р. Обри, оба 1997), Пети («Клавиго» Г. Яреда, 1999), М. Эка («Квартира» на музыку швед. группы «Fleshquartet», 2000), Э. Лока («AndréAuria», 2002), С. Вальц («Ромео и Джульетта» на музыку Г. Берлиоза, 2007), У. Макгрегора (на музыку Дж. Тэлбота и Дерю – «Genus», 2007; М. А. Тернеджа – «Анатомия чувств для Фрэнсиса Бэкона», 2011; П. Булеза – «Création», 2015), А. Прельжокажа («Сиддхартха» Б. Монтавани, 2010), А. О. Ратманского («Психея» на музыку Ж. Орика, 2011), К. Уилдона («Полифония» на музыку Д. Лигети, 2015), А. Т. де Кеерсмакер (на музыку Б. Бартока – «Quatuor n°4», Л. ван Бетховена – «Большая фуга», А. Шёнберга – «Просветлённая ночь»; все – 2015) и др. К постановочной деятельности обратились солисты балета: К. Белярби («Грозовой перевал» Ф. Эрсана, 2002), Ле Риш («Калигула» на музыку А. Вивальди, 2005), Мартинез («Дети райка» на музыку М. О. Дюпена, 2008), Ж. Г. Бар («Ручей» Делиба и Минкуса, 2011), которых отличает интерес к полнометражным спектаклям с лит. сюжетом. О повышении внимания к этому жанру свидетельствует расширение репертуара за счёт ранее не шедшей в Париже хореодрамы: «Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена (хореография Ноймайера, 2006), «Тщетная предосторожность» Л. Герольда (хореография Ф. Аштона, 2007), «Онегин» на музыку Чайковского (хореография Дж. Кранко, 2009). Среди ведущих солистов в нач. 21 в.: И. Сьяравола, О. Дюпон, М. А. Жилло, Л. Пюжоль, К. М. Оста, Б. Пеш, С. Буйон, М. Ганьо, Д. Жильбер, Э. Козет, М. Эйман, А. Ренаван, Л. Пальеро, Э. Абаньято. В нач. 21 в. балетная труппа П. о. сохраняет одну из лидирующих позиций в мире.

Лит.: Smith M. Ballet and Opera in the Age of Giselle. Princeton, 2000; Guest I. Le Ballet de l’Opera de Paris. P., 2001; Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр: очерки истории. От истоков до сер. XVIII века. СПб., 2008; она же. Западноевропейский балетный театр: очерки истории. Эпоха Новерра. СПб., 2008; она же. Западноевропейский балетный театр: очерки истории. Преромантизм. СПб., 2008; она же. Западноевропейский балетный театр: очерки истории. Романтизм. СПб., 2008.

  • ПАРИ́ЖСКАЯ О́ПЕРА оперно-балетный театр, один из центров мировой музыкально-театральной культуры (2014)
Вернуться к началу