Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕ́ККИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ВЕ́ККИ (Vecchi) Орацио (6.12.1550, Модена  19.2.1605, там же), итал. композитор. Первоначальное общее и музыкальное образование получил в бенедиктинском монастыре Св. Петра в Модене. В 1570-е гг. стал священником. В 1579 вместе с Дж. Габриели и К. Меруло писал музыку к бракосочетанию вел. герцога Тосканского Франческо I Медичи. В 1581–93 руководил церковными хорами в Сало, Реджо-Эмилии, Корреджо, в 1584–86 и с 1593 до конца жизни  в кафедральном соборе Модены. С 1598 служил также капельмейстером при дворе герцога Моденского Чезаре дʼЭсте. В 1600 посетил Флоренцию, где присутствовал на премьере оперы «Эвридика» Я. Пери.

Написал много церковной музыки в разных жанрах: мессы, мотеты (в т. ч. «духовные песни»  «Sacrae cantiones» и ламентации – мотеты на Плач Иеремии), Магнификат, сборник гимнов на весь церковный год. В этих сочинениях показал себя как знаток консервативной «первой практики», иногда использовал 2 хора (напр., в 8-голосной «Воскресенской мессе») в традициях монументальной полифонии венецианской школы. Прославился как автор светских 3–6-голосных песен, написанных преимущественно в моноритмической фактуре (6 сборников канцонетт, опубликованных в 1580–97). Канцонетта «Fa una canzona senza note nere» («Сочини мне песню без чёрных нот» [т. е. технически несложную])  образец его стиля, в котором музыкальная выразительность достигается простыми средствами (в гармонии  колоритная «игра» большого и малого трезвучий, в ритме  синкопы, смена мензуры), но стихи свидетельствуют об осведомлённости их автора (вероятно, самого В.) и в технике музыкальной композиции (упоминаются бассо континуо и контрапункт), и в греч. мифологии (Орфей и Прозерпина). В.  создатель первой исторически значимой мадригальной комедии «Амфипарнас» (на текст Дж. Ч. Кроче; Венеция, 1594; издана там же, 1597); здесь выступают традиционные персонажи комедии дель арте, значительное место занимает пародия (на «изящный и сладчайший» мадригал с использованием музыки Ч. де Роре, на синагогальное пение, испанскую речь и др.). Мадригальная комедия «Сиенские вечеринки» («Le veglie di Siena», 1604) состоит из 2 частей; 1-я  сменяющие друг друга карнавальные сценки с текстами грубовато-юмористического содержания, 2-я  14 пьес-настроений (итал. humori) человека высокого сословия (серьёзность, весёлость, упрямство, печаль, нежность, возбуждённость и др.). 65 пьес сборника «Музыкальное пиршество» («Il convito musicale», 1597)  хрестоматия современных композитору светских жанров от драматических (6-частный мадригал «Chi è fermato» на сестину Ф. Петрарки) до легкомысленных (сцена «Bando del asino», где в 1-й части певцы имитируют музыкальные инструменты, а во 2-й  голоса животных и птиц). Несмотря на то что В. застал начало гомофонной эпохи, он не использовал в своих сочинениях basso continuo (ни в мадригальных комедиях, ни в церковной музыке).

Вернуться к началу