Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРКАДЕЛЬТ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

АРКАДЕ́ЛЬТ (Arcadelt) Якоб (ок. 1507, Намюр — 14.10.1568, Париж?), фламандский композитор. С 1520-х гг. жил в Италии. В 1535–37 состоял на службе флорентийского герцога Алессандро Медичи (см. в статье Медичи). С 1538 в Риме, сочинил музыку к бракосочетанию Маргариты Пармской и Оттавио Фарнезе. В 1540–51 капельмейстер Сикстинской капеллы. В 1552–68 работал у кардинала Шарля де Гиза в Лотарингии, предположительно, служил также при дворе французского короля Карла IX.

Творческое наследие А. составляет исключительно вокальная музыка: 33 мотета (главным образом 4- и 5-голосные, в том числе в сборнике «Плачи пророка Иеремии»), 126 французских шансон, латинские многоголосные песни (на тексты Вергилия, Горация, Марциала), ок. 250 мадригалов (главным образом 4-голосных) на стихи Ф. Петрарки, Я. Саннадзаро, П. Бембо, Ф. Строцци и других поэтов, 3 мессы, магнификат. Историческая заслуга А. — развитие и внедрение в итальянскую музыкальную культуру 16 в. жанра мадригала. Наиболее известные мадригалы: «Чистые, свежие, нежные воды» («Chiare, fresch’ e dolce acque»), «С нежных полей Елисейских» («Dai dolci camp’ Elisi»; с элементами театрализации), «Ах, скажи мне, Любовь, если бы жалость наполняла её душу» («Deh dimm’ amor se l’alma di costei») и «Я утверждаю что у вас, могущественные боги» («Io dico che fra voi potenti dei»; оба на стихи Микеланджело), «Белый и нежный лебедь» («Il bianco e dolce cigno» на стихи Дж. Джудиччони; самое популярное сочинение А.), «О счастливые очи мои» («O felic' occhi miei»). Многие мадригалы, опубликованные в печатных сборниках того времени как анонимные, возможно, также принадлежат А. Гармония сочинений А. диатонична, сложностям имитационной полифонии А. часто предпочитает силлабику, моноритмическую («старогомофонную») фактуру, фобурдон.

Слава А. была велика в годы его жизни и в течение столетия после смерти. 1-я книга мадригалов на протяжении между 1538 и 1654 напечатана 58 раз. Светские композиции А. легли в основу многих ренессансных месс-пародий и инструментальных обработок. Караваджо на картине «Лютнист» (1595-97) воспроизвёл ноты – басовый голос партитуры мадригала А. «Voi sapete ch’io vi amo» («Вы знаете, что я люблю вас»). Полное собрание сочинений А. вышло под редакцией Элберта Си.

Соч.: Opera omnia / Ed. A. Seay // Corpus Mensurabilis Musicae XXXI, 1–10. [Rome], 1965–71.

Лит.: Fenlon I., Haar J. The Italian madrigal in the early 16th century: sources and interpretation. Cambridge, 1988; Orden K. van. Les Vers lascifs d’Horace: Arcadelt’s Latin chansons // Journal of Musicology, XIV (1996).

Вернуться к началу