Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЮНУА́

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

БЮНУА́ (Busnois, Busnoys) Антуан (ок. 1430  6.11.1492, Брюгге), франко-фламандский композитор, представитель «бургундской школы» (см. в ст. Нидерландская школа). Сведений о музыкальном образовании не сохранилось. В документах 1461 упоминается как капеллан кафедрального собора в Туре, за драку (был зачинщиком избиения священника) отлучён от Церкви, позднее прощён папой Римским. В 1465 был связан с аббатством Св. Мартина в Туре, где Й. Окегем занимал должность казначея. В 1465–66 капельмейстер ц. Св. Илария Пиктавийского в Пуатье. С 1467 придворный певчий, с 1470 член придворной капеллы герцога Бургундского Карла Смелого, сопровождал его во всех сражениях, кроме последнего (1477, в котором Карл Смелый погиб). В 1477–83 служил при дворе Максимилиана I Габсбурга (зятя Карла Смелого). Умер в должности капельмейстера кафедрального собора в Брюгге. Осн. источник его музыки  «Dijon Chansonnier» («Дижонский песенник»; датируется 1470–75).

Автор трёх 4-голосных месс (в т. ч., возможно, первой в истории на популярную песню «Lʼhomme armé»), мотетов [самый известный – «На водяных органах» («In hydraulis»), 1467], обработок григорианских песнопений проприя, светских многоголосных песен (рондó, баллады, виреле и др.). Среди них – знаменитая строфическая песня «Несчастная судьба» («Fortuna desperata», на итал. яз.) и три её контрафактуры. Стилистически музыка Б. близка Й. Окегему (которого Б. высоко ценил), в ней почти нет фобурдона, культивируется благозвучие. Широко используются оба (мажорное и минорное) трезвучия (хотя в ультимах главных каденций по-прежнему доминирует квинтоктава), в т. ч. параллельные, однако эксперименты в гармонии (напр., в хроматике) для него нехарактерны. Б.  искусный полифонист; он постоянно и весьма изобретательно (в т. ч. с использованием синкоп и др. приёмов ритмической игры) использует имитацию, в многоголосных песнях нередки каноны. При этом полифоническая техника Б. не перегружает фактуру, которая остаётся прозрачной и хорошо прослушивается.

Лит.: Antoine Busnoys / Ed. by P. Higgins. Notre Dame (Indiana), 1992 (сб-к статей); Goldberg C. Die Chansons von Antoine Busnois: die Ästhetik der höfischen Chansons. Frankfurt, 1994; Fallows D. A catalogue of polyphonic songs, 1415—1480. Oxf., 1999.

Вернуться к началу