Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕ́ТЕНИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Романчиков

МЕ́ТЕНИ, Метини (Metheny) Патрик (Пат) (р. 12.8.1954, Лис-Саммит, пригород Канзас-Сити, штат Миссури), американский джазовый гитарист и композитор. В возрасте 12 лет самостоятельно освоил гитару, выступал с джазовыми музыкантами в Канзас-Сити. В 1973 ассистировал Г. Бёртону как преподаватель игры на гитаре в Музыкальном колледже Беркли. В 1974–77 в составе ансамбля Бёртона записывался на грампластинки. В 1976 создал собственное инструментальное трио (с участием Дж. Пасториуса), с которым записал первый сольный альбом «Жизнь на широкую ногу» («Bright size life», 1976). В 1977 при участии Э. Вебера выпустил грампластинку «Акварели» («Watercolors»), которая принесла ему широкую известность в США. В том же году вместе с пианистом и композитором Лайлом Мейсом (р. 1953; до 2005 ближайший соратник и соавтор М.) создал инструментальный квартет «Pat Metheny Group», в котором в кон. 1970-х  гг. и в 1980-е гг. окончательно сложился его композиторский почерк и исполнительский стиль. Среди самых значительных альбомов квартета М.: «Американский гараж» (1979), «Путешествия» (1983; двойной концертный альбом), «Первый круг» (1984), «Тихая жизнь» (1987), «Письмо из дома» (1989). Альбом «Тайная история» (1992), в котором помимо квартета принимали участие ещё ок. 20 музыкантов и Лондонский симфонический оркестр, считается самым большим коммерческим успехом М. (тиражи диска превысили 1 млн. экземпляров).

Стиль композиций и импровизаций М. критики характеризуют словом «fusion» (англ.; букв. – сплав), которое в данном случае означает синтез джаза не только с различными стилями популярной (особенно латиноамериканской) музыки, но и привнесение некоторых стилевых особенностей академической музыки 20 в. (расширенная тональность с обширным использованием нетерцовой колористической аккордики, отказ от традиционных форм-конструкций, умеренные эксперименты в области метра и ритма). Стиль М. испытал сильное влияние американского минимализма. Ещё в 1987 М. осуществил премьерную запись сочинения С. Райха «Электронный контрапункт». Минималистские опыты М. достигли апогея в 2000-е гг., особенно в альбомах «Путь наверх» («The way up», 2005) и «Оркестрион» (2010). Первый представляет собой одну 68-минутную минималистскую композицию сюитного типа (соавтор Л. Мейс); второй знаменателен необычной реализацией: М. играет сам на всех музыкальных инструментах в режиме реального времени (с помощью специальных механических приспособлений и электроники). Своим характерным, узнаваемым звуком ансамбль М. обязан сбалансированному, «мягкому» сочетанию передового электронного оборудования и акустических инструментов (академических и народных); в «инструментальной» функции в аранжировках М. нередко использован голос (вокализ).

М. сотрудничал со многими джазовыми музыкантами, среди которых – саксофонисты М. Бреккер и О. Коулман, гитаристы Дж. Скофилд и Дж. Холл, пианисты Х. Хэнкок и Б. Мелдау, контрабасист Ч. Хейден, ударник Дж. Деджонетт, певица Дж. Митчелл, исполнитель на губной гармонике Т. Тильманс. С 1977 и поныне М. гастролирует во многих странах, в 1987 выступал в России (в Москве). Многократно участвовал в международном Джазовом фестивале в Монтрё (1987–2010). Автор музыки к документальным и художественным фильмам (всего ок. 10), наиболее известен саундтрек к итальянскому фильму «Проездом в рай» («Passaggio per il paradiso», реж. А. Байокко, 1998).

20 премий «Грэмми» (1982–2012), в т. ч. в категории «лучший джазовый альбом» (2012).

Вернуться к началу