Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛАМЕНТА́ЦИИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. М. Попова

ЛАМЕНТА́ЦИИ (от лат. lamentatio – плач, стенание), жанр григорианского хорала, использовался католиками на Страстной утрене в Великий Четверг, Великую Пятницу и Великую Субботу (объединяющее название служб этих дней – Tenebrae). В композиторской музыке 2-й пол. 15–17 вв. разновидность мотета. Текст – отдельные стихи из ветхозаветного Плача Иеремии, функционировавшие как чтения в первом из трёх ноктурнов утрени. До 16 в. выбор и количество стихов в оффиции не были строго регламентированы, чёткий порядок чтения установлен Тридентским собором:

 Чтение I Чтение IIЧтение III 
Великий Четверг1:1-51:6-91:10-14
Великая Пятница2:8-112:12-153:1-9
Великая Суббота3:22-304:1-65:1-11

Он же постановил распевать все чтения на 6-й псалмовый тон (см. Псалмодия). Для чтения из 5-й главы (т. н. Oratio Jeremiae) был предусмотрен и другой тон, с бóльшим количеством мелизмов. Каждое чтение завершалось рефреном «Jerusalem, Jerusalem, convertere ad Dominum Deum tuum» («Иерусалим, Иерусалим, обратись к Господу Богу твоему»  парафраз из книги пророка Осии, 14:2), с повтором музыки. Стоящие перед началом каждого стиха названия 22 букв еврейского алфавита (aleph, beth, gimel, daleth и т. д.) – единственное, что напоминает об утерянном в переводе алфавитном акростихе оригинала; названия этих букв распеваются в Л. мелизматически, составляя контраст к силлабическому распеву основного текста Плача.

Для ранних многоголосных композиторских Л. специфичны параллельное движение голосов (см. Фобурдон), моноритмическая фактура, силлабика; наиболее известен политекстовый 3-голосный мотет Г. Дюфаи, написанный по случаю падения Константинополя (верхний голос распевается на свободный французский текст, тенор  на библейский латинский). В 16 в. жанр многоголосных Л. пережил расцвет, последовавший за 2-томным изданием О. Петруччи (1506), содержащим мотеты А. Агриколы, И. Тинкториса, Б. Тромбончино и др. (им свойственны свободный подход к выбору глав текста и количества стихов). Вскоре Л. стали в большом количестве сочинять французские, итальянские, испанские, английские и нидерландские композиторы, среди которых – Дж. П. да Палестрина (4 сборника Л.), О. ди Лассо (3 сборника Л.), К. де Сермизи, К. Феста, К. де Моралес, Т. Таллис. В 1-й пол. 16 в. в Л. ясно ощущается связь с псалмовым тоном: частично он ведёт себя как строгий кантус фирмус либо предстаёт в свободной обработке. Как и для мотетов того времени, для Л. типичны 4-голосие, изысканная полифоническая и ритмическая техника; во 2-й пол. 16 в. опора на кантус фирмус перестала быть обязательной. В 17 в. Л. испытали влияние новой гомофонной музыки: для них стало характерно сольное пение в сопровождении бассо континуо; такие Л. стилистически близки оперному ламенто того времени. Среди авторов – преимущественно итальянцы: Э. де Кавальери, Дж. Кариссими, А. Страделла, Дж. Фрескобальди и др. Во Франции на основе Л. возник специфический жанр – leçons de Ténèbres (букв. — чтения впотьмах) с богато орнаментированной вокальной партией и 6-м псалмовым тоном в качестве мелодической основы; наиболее известные сочинения создали М. А. Шарпантье, М. Р. Делаланд, Ф. Куперен. Французские «чтения» могли исполняться как в церкви, так и за её пределами. В 18 в. интерес к Л. угас.

В 20 в. отдельные сочинения на тексты Плача Иеремии (для разных вокальных и инструментальных составов) представляют собой разновидность «высокой» концертной музыки и не связаны с богослужением (Л. Бернстайн, К. Вайль, Э. Кшенек, В. И. Мартынов, И. Ф. Стравинский).

Вернуться к началу