Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНЧИЕ́ТА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

АНЧИЕ́ТА, Аншиета (Anchieta) Хуан де (ок. 1462, Аспейтия, Баскония – 30.7.1523, там же), испанский композитор. Из басков. C 1489 певчий в придворной капелле королевы Кастилии Изабеллы I (в 1494–97 капельмейстер в капелле её сына, принца Хуана), после её смерти в 1504 — в королевской капелле, перешедшей к Хуане Безумной; в 1505–06 в составе капеллы путешествовал во Фландрию и Англию. В эти годы познакомился с Пьером де ла Рю и Александром Агриколой. В 1509–12 работал при дворе короля Испании Карла V, в 1512–16 — Фернандо II. Также был аббатом в Арбас-дель-Пуэрто (провинция Леон), капелланом в кафедральном соборе Гранады. Последние годы жизни провёл во францисканском монастыре в Аспейтии.

Сочинял главным образом церковную вокальную музыку на латинские тексты; сохранились две 4-голосные мессы [«Rex virginum» (сохранилась частично) и безымянная, известная как «Месса четвёртого тона» (написана на разные тематические прототипы, в т. ч. известную песню «Lʼhomme armé»)], два магнификата, пассионы (по всем каноническим Евангелиям), 13 (по другим сведениям, 19) мотетов (среди них – «Salve Regina», «Ave verum corpus», «Conditor alme siderum»). Из светской музыки сохранились три вильянсико, один романс (все на испанском языке), а также элегический мотет «Musica, quid defles?» («Музыка, что ты плачешь?», с подзаголовком «Эпитафия Александру Агриколе, композитору короля Кастилии», на латинский текст в форме диалога) – самое известное сочинение А.

Лит.: Rubio S. Historia de la música española. Vol. 2. Desde el Ars Nova hasta 1600. Madrid, 1983; García Gainza M. C. Juan de Anchieta, escultor del Renacimiento. Madrid, 2008.

Вернуться к началу