Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АГРИКОЛА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

АГРИ́КОЛА [Agricola; по некоторым данным, наст. фам. Аккерман (Ackerman)] Александр (1445 или 1446, Гент? – 15.8.1506, Вальядолид), фламандский композитор, видный представитель нидерландской школы. В 1471–74 певчий при дворе герцога Галеаццо Марии Сфорца в Милане. В 1475–76 викарий в кафедральном соборе Камбре. В 1476–91 работал во Фландрии и Франции, в 1491–93 – в Мантуе, Флоренции (певчий кафедрального собора, здесь встречался с Х. Изаком) и Неаполе. C 1500 певчий в капелле герцога Бургундского – позднее короля Кастилии (затем Филипп I Габсбург), в 1506 сопровождал его в Вальядолид, где скоропостижно скончался. А. был знаменит в Европе уже при жизни: его песни изданы в первом в истории нотопечатном сборнике «Harmonice Musices Odechaton» («Стопеснец гармонической музыки»), опубликованном О. Петруччи в Венеции в 1501. Прославился главным образом светскими полифоническими сочинениями, в которых в качестве тематической основы использовал отдельные голоса из сочинений Г. Дюфаи, Й. Окегема, Х. ван Гизегема и др. композиторов, мелодии популярных фламандских песен «Tandernaken, al op den Rijn» («В Андернахе, на Рейне») и «In mijnen zin» («В моих мыслях»). Из светских композиций А. наиболее известны рондо́ «En attendant la grace» («В ожидании милости»), виреле «Je n'ay deuil» («Лишь Вы — причина моей тоски»), канцона «Fortuna desperata» («Несчастная судьба», 6‑голосная обработка шансон А. Бюнуа). Церковная музыка А.  включает 8 месс, 3 магнификата, 2 «плача пророка Иеремии», 4 Credo, гимны оффиция. Среди 3–4-голосных мотетов (всего св. 20) — «L'heure est venue / Circumdederunt me» («Настало время [плакать] / Объяла меня [скорбь смертная]»), редкий для того времени образец политекстовой композиции и одно из самых драматических сочинений А. Авторство некоторых вокальных сочинений, ранее приписывавшихся А., ныне оспаривается. Среди инструментальных сочинений – 3-голосная пьеса (мотет?) с латинским названием «Слепец не судит о цветах» («Cecus non judicat de coloribus»). Эта фраза, ставшая поговоркой уже в средние века, обязана рассуждению Аристотеля («Физика», 193a) о человеке, не способном отличить очевидное от неочевидного и по этой причине доказывающем явное посредством неявного, подобно слепцу, который может рассуждать о цветах лишь как о понятиях. Таким образом, название пьесы А., в которой представлено множество разнообразных приёмов музыкальной композиции (имитации, гармонические остинато, вариации на Гвидонов гексахорд и др.), возможно, несёт дидактический смысл: под «слепотой» подразумевается недостаток образованности, не позволяющий оценить мастерство композитора.

На смерть А. неизвестный автор (возможно, Х. де Анчиета) написал мотет «Эпитафия Александру Агриколе, композитору [symphonistae] короля Кастилии» (издан в 1538).

Вернуться к началу