Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИШНЕ́ВСКАЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Г. П. Вишневская.

ВИШНЕ́ВСКАЯ (урожд. Иванова) Галина Павловна (25.10.1926, Ленинград – 11.12.2012, Москва), российская певица (лирико-драматическое сопрано), нар. арт. СССР (1966). Из семьи рабочего. В Ленинграде пережила блокаду, в 1943–44 училась в Музыкальной школе имени Н. А. Римского-Корсакова. Начала сценическую деятельность в Ленинградском областном театре оперетты (1944–47). С 1947 работала в Ленинградской областной филармонии, одновременно брала уроки пения у В. Н. Гариной. В 1966 окончила экстерном Московскую консерваторию. В 1952–74 солистка Большого театра, наиболее значительные партии – в операх Дж. Верди, Дж. Пуччини (Аида, Тоска в одноимённых операх), С. С. Прокофьева (Наташа – «Война и мир», 1959; Софья – «Семён Котко», 1970; Полина – «Игрок», 1974, первая исполнительница на русской сцене). Много пела в концертах, в т. ч. в камерном репертуаре вместе с мужем – М. Л. Ростроповичем, который выступал в качестве аккомпаниатора (фортепиано, виолончель). Специально для В. написан ряд произведений Д. Д. Шостаковича (в т. ч. партия сопрано в 14-й симфонии, 1969) и Б. Бриттена (в т. ч. партия сопрано в «Военном реквиеме», 1962). С конца 1950-х гг. активно гастролировала, в 1961 дебютировала в «Метрополитен-опере» (Нью-Йорк), в 1962 – в театре «Ковент-Гарден» (Лондон), пела на оперных сценах Парижа (1962), Милана (1964), Вены (1973) и др. Снялась в заглавной роли в фильме-опере «Катерина Измайлова» («Леди Макбет Мценского уезда») Д. Д. Шостаковича (1967, дирижёр К. А. Симеонов, выступала без актрисы-дублёра). С 1974 жила за рубежом. В 1978 В. и Ростропович были лишены гражданства СССР (в 1990 восстановлено). Живя за рубежом, выступала на Эдинбургском фестивале (Катерина в опере «Леди Макбет Мценского уезда», 1976), в Вашингтонской опере (Иоланта в одноимённой опере П. И. Чайковского, 1981) и на других престижных оперных сценах мира, исполняла современную музыку, в т. ч. сольные партии в «Te Deum» (1981) и Реквиеме (1983) К. Пендерецкого (обе – в Вашингтоне). Оперную карьеру завершила в 1982 на сцене Парижской оперы (партия Татьяны в «Евгении Онегине» Чайковского). С участием В. записан полностью ряд опер, в т. ч. «Война и мир» под управлением А. Ш. Мелик-Пашаева (1961) и М. Л. Ростроповича (1987). В 1994 выступила во МХАТе им. А. П. Чехова в драматической роли Екатерины Великой в пьесе «За зеркалом» Е. А. Греминой (режиссёр В. В. Долгачёв). Снялась в фильмах «Провинциальный бенефис» (роль Кручининой; по пьесам А. Н. Островского, 1993, режиссёр А. А. Белинский), «Александра» (заглавная роль; 2007, режиссёр А. Н. Сокуров). С 2002 руководитель Школы оперного пения в Москве (за создание Школы получила Премию правительства РФ, 2011). О Вишневской и Ростроповиче сняты документальные фильмы, в т. ч. «Элегия жизни» (2007, режиссёр Сокуров). Орден Ленина (1971). Орден «За заслуги перед Отечеством» 1-й степени (2012). Командор ордена Почётного легиона (1983).

Соч.: Га­ли­на. Ис­то­рия жиз­ни. М., 1998.

Лит.: Грум-Гржимайло Т. Слава и Галина. Симфония жизни. М., 2007.

Вернуться к началу