Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРОГРА́ММНАЯ МУ́ЗЫКА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 551-552

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПРОГРА́ММНАЯ МУ́ЗЫКА, род ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки; музы­каль­ные про­из­ве­де­ния, имею­щие сло­вес­ную (не­ред­ко сти­хо­твор­ную) про­грам­му, кон­кре­ти­зи­рую­щую му­зы­каль­ное со­дер­жа­ние. Про­грам­мой мо­жет слу­жить за­гла­вие, ука­зы­ваю­щее на что-ли­бо вдох­но­вив­шее ком­по­зи­то­ра; бо­лее под­роб­ные про­грам­мы обыч­но пред­став­ля­ют со­бой лит. сю­жет. В П. м. ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся зву­ко­изо­бра­зи­тель­ность, кон­кре­ти­за­ция че­рез жанр. Раз­ли­ча­ют­ся кар­тин­ная (муз. кар­ти­ны при­ро­ды, нар. празд­неств, битв и др.) и сю­жет­ная про­грамм­ность. Раз­ви­тие муз. об­ра­зов в сю­жет­но-про­грамм­ной му­зы­ке в той или иной сте­пе­ни от­ве­ча­ет кон­ту­рам сю­же­та (как пра­ви­ло, за­им­ст­во­ван­но­го из ху­дож. лит-ры), по­рой да­ёт­ся лишь муз. ха­рак­те­ри­сти­ка осн. об­ра­зов. В П. м. ис­поль­зу­ют­ся приё­мы раз­ви­тия, по­зво­ляю­щие сле­до­вать за сю­же­том, не на­ру­шая соб­ст­вен­но муз. за­ко­но­мер­но­стей; сре­ди них – ва­риа­ци­он­ность (см. Ва­риа­ци­он­ная фор­ма) и свя­зан­ный с ней мо­но­те­ма­тизм (ви­до­из­ме­не­ния од­ной объ­е­ди­няю­щей те­мы в круп­ных, в т. ч. цик­ли­че­ских, про­из­ве­де­ни­ях, не обя­за­тель­но про­грамм­ных), лейт­мо­тив­ные ха­рак­те­ри­сти­ки (см. Лейт­мо­тив), объ­е­ди­не­ние в круп­ной од­но­ча­ст­ной фор­ме при­зна­ков раз­ных форм, что ха­рак­тер­но для жан­ра сим­фо­ни­че­ской по­эмы.

Ис­то­ки П. м. – в зву­ко­изо­бра­зи­тель­но­сти во­каль­ной и во­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки 14–16 вв. [итал. кач­ча, франц. рон­до́ пе­рио­да ars subtilior (см. в ст. Арс но­ва), шан­сон К. Жа­не­ке­на и др.]. Про­грамм­ность в соб­ст­вен­ном смы­с­ле бе­рёт на­ча­ло в эпо­ху ба­рок­ко в про­из­ве­де­ни­ях К. Фа­ри­ны (сб. «При­чуд­ли­вое ка­прич­чио», изд. в 1627 в Дрез­де­не), А. По­льет­ти (сюи­та для кла­ви­ра «Вос­ста­ние в Ве­нг­рии», 1671), И. Я. Фро­бер­ге­ра, Г. И. Ф. Би­бе­ра, И. Ку­нау. Сре­ди про­грамм­ных про­из­ве­де­ний 18 в.: «Ка­прич­чио на отъ­езд воз­люб­лен­но­го бра­та» И. С. Ба­ха, цикл скри­пич­ных кон­цер­тов «Вре­ме­на го­да» А. Ви­валь­ди, кла­ве­син­ные ми­ниа­тю­ры Ф. Ку­пе­ре­на, Ж. Ф. Ра­мо. Ряд про­из­ве­де­ний П. м. соз­дал Л. ван Бет­хо­вен: 6-я сим­фо­ния («Пас­то­раль­ная»; все час­ти име­ют на­зва­ния), увер­тю­ра «Ко­рио­лан» и др. Рас­цвет П. м. в 19 в. свя­зан с ро­ман­тиз­мом, про­воз­гла­сив­шим об­нов­ле­ние му­зы­ки с по­мо­щью еди­не­ния её с по­эзи­ей; сре­ди об­раз­цов – «Фан­та­сти­че­ская сим­фо­ния» и сим­фо­ния «Га­рольд в Ита­лии» Г. Бер­лио­за, сим­фо­нии «Фа­уст», «К "Бо­же­ст­вен­ной ко­ме­дии" Дан­те», сим­фо­нич. по­эмы «Тас­со», «Пре­лю­ды» Ф. Лис­та (ему при­над­ле­жит сам тер­мин «П. м.»). Про­грамм­ность ро­ман­тич. тол­ка свой­ст­вен­на сим­фо­нич. со­чине­ни­ям Р. Штрау­са, Я. Си­бе­лиу­са. Круп­ный вклад в П. м. вне­сли рус. ком­по­зи­то­ры: сим­фо­нич. кар­ти­на «Ива­но­ва ночь на Лы­сой го­ре», фп. цикл «Кар­тин­ки с вы­став­ки» М. П. Му­сорг­ско­го, сим­фо­нич. сюи­та «Шехе­ра­за­да» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, сим­фо­ния «Ман­фред», увер­тю­ра-фан­та­зия «Ро­мео и Джуль­ет­та», фан­та­зия для ор­ке­ст­ра «Фран­че­ска да Ри­ми­ни» П. И. Чай­ков­ско­го и др.; П. м. пи­са­ли А. К. Гла­зу­нов, А. К. Ля­дов, А. Н. Скря­бин, С. В. Рах­ма­ни­нов, Н. Я. Мяс­ков­ский, Д. Д. Шос­та­ко­вич.

Лит.: Ара­нов­ский М. Г. Что та­кое про­грамм­ная му­зы­ка? М., 1962; Хох­лов Ю. О му­зы­каль­ной про­грамм­но­сти. М., 1963; Orrey L. Programme music: a brief survey from the sixteenth century to the present day. L., 1975; Dahlhaus С. Die Idee der absoluten Musik. 3. Aufl. Basel, 1994.

Вернуться к началу