ЖОСКЕ́Н ДЕПРЕ́
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЖОСКЕ́Н ДЕПРЕ́ (Josquin Desprez, des Prez, des Prés) (ок. 1450 – 27.8.1521, Конде-сюр-л’Эско), французский композитор. Один из главных представителей франко-фламандской полифонической школы (см. Нидерландская школа). В 1477–78 певчий в капелле церкви Экс-ан-Прованса, в 1480-е гг. (возможно, также в конце 1490-х гг.) служил у кардинала Асканио Сфорцы в Милане, в начале 1480-х гг., предположительно, при дворе Людовика XI, в 1489–95 – в папской капелле в Риме. В 1503–04 капельмейстер при дворе герцога Феррары. С 1504 до конца жизни жил во Франции, был настоятелем собора в Конде-сюр-л’Эско.
Уже при жизни Ж. Д. получил признание как мастер церковной и светской музыки (О. Петруччи напечатал 3 выпуска его месс, что было исключительной для того времени честью; Т. Сузато и П. Аттеньян широко издавали его песни). Как «достойнейшего мастера» композиции его упоминают Ф. Гафури и П. Арон, позднее Г. Глареан и Дж. Царлино. Формирование стиля Ж. Д., возможно, проходило под влиянием Й. Окегема (Царлино утверждает, что Ж. Д. был его учеником). Мотет Ж. Д. «Nymphes des bois» («Лесные нимфы»), написанный на смерть Окегема (1497), относится к числу наиболее известных его сочинений.
Современная наука безоговорочно приписывает Ж. Д. около 40 мотетов. Яркий образец раннего мотета – «Ave Maria... virgo serena» («Радуйся, Мария... светлая Дева») – уже обнаруживает типичную для зрелого Ж. Д. прозрачность фактуры в сочетании с композиционным мастерством. К вершинным достижениям в этом жанре относятся: «Miserere mei, Deus» («Помилуй меня, Боже», написан для феррарского герцога в начале 16 в.); 7-частный цикл больших мотетов «Vultum tuum deprecabuntur» («[Богатейшие из народа] будут умолять лице Твое»); «Illibata Dei virgo nutrix» («Непорочна Дева – кормилица Бога», с акростихом, в котором заключено имя композитора); «Liber generationis» («Родословная...») и парный ему «Factum est autem» («Когда же крестился весь народ...») – впечатляющие образцы работы с длинными прозаическими текстами из Евангелия от Матфея и от Луки, излагающими родословную Спасителя; «Planxit autem David» («И оплакал Давид [Саула]»), где моноритмическая фактура драматически чередуется с имитационной; «Praeter rerum seriem» («Вопреки обычному ходу вещей»); «De profundis» («Из глубины [воззвал]») и др.
Хотя доля светских композиций в творчестве Ж. Д. невелика, многие его песни (на французские и итальянские стихи) доныне популярны благодаря простоте и выразительности мелодии, гармоничному сочетанию силлабики и мелизматики, умеренному и эффектному использованию имитации [например, в канонической шансон «Baisés moy, ma doulce amye» («Целуй меня, моя сладенькая»)]. Среди них фроттолы «In te Domine speravi» («На Тебя, Господи, уповал», написанная на причудливой смеси латинского и итальянского языков), «Scaramella» (комичное имя солдата) и «El grillo» («Сверчок»), шансон «Mille regretz» («Тысяча сожалений»; долгое время считалась анонимной, авторство Ж. Д. установил Д. Фаллоуз), «La plus des plus» («Лучшая из лучших»), «Allegez moy» («Утешь меня») и др.
Изобретательная, иногда даже головоломная композиция, полифоническое мастерство в сочетании с прозрачностью вокально-хорового письма отличают мессы Ж. Д. (всего 18; по поводу авторства некоторых из них мнения современных учёных разделились). В мессе «Di dadi» ритмическая реализация тенора в каждом из её разделов определяется случайным выбором – броском 2 игральных костей. В мессах на основе многоголосных песен «Fortuna desperata» («Несчастная судьба») и «Malheur me bat» («Беда меня настигла») композитор использует как cantus firmi для отдельных частей мессы и голоса́ этих песен по отдельности, и целиком многоголосный блок – в виде коротких цитат оригинала (см. Пародия в музыке). В самой протяжённой из всех месс Ж. Д. – «L’homme armé» («Вооружённый человек») – каждая из частей начинается с очередной ступени натурального гексахорда (C, D, E, F, G, A; см. Сольмизация); этот постоянный сдвиг (при неизменно выдерживаемом дорийском ладе D) приводит к странному, но привлекательному переинтонированию заданной мелодии. Пример «сквозной» разработки тематического материала – месса «La sol fa re mi» (такого типа мессу Ю. К. Евдокимова называет «мессой-парафразой»), где в основу большой композиции положена одна настойчиво повторяющаяся фраза (её происхождение загадочно; по Глареану, таким образом Ж. Д. зашифровал свой ответ неизвестному покровителю – «laisse faire moy» [«не мешай мне»]). Яркая особенность полифонической фактуры Ж. Д. – двухголосные каноны. В мессе «Ad fugam» верхний голос с тенором ведут канон на всём протяжении сочинения (за исключением раздела «Benedictus»). Широкое применение канонической имитации отмечается и во всех поздних мессах композитора, к числу которых относятся две мессы на песню «L’homme armé», «Hercules, dux Ferrarie» («Геркулес, герцог Феррарский»), «Pange lingua» («Хвалите, уста»), «De beata Virgine» («О блаженной Деве»; была самой популярной мессой Ж. Д. на протяжении 16 в.), «Mater Patris» («Мать Отца»; ещё один пример мессы-пародии, здесь – на мотет А. Брюмеля). В мессе «Gaudeamus» («Возрадуемся») исследователи (В. Элдерс) находят музыкальные иллюстрации христианской символики. В мессах Ж. Д. специфически музыкальная логика (естественное интонационное развёртывание мелодии) иногда доминирует над логикой «текстовой» и литургической, вплоть до пренебрежения нормами латинского ударения – как, например, в мессе «L’ami Baudichon» (на тему безыскусной танцевальной песни фривольного содержания).
Многообразное по содержанию и композиционным формам творчество Ж. Д. – типичный образец музыки Раннего Возрождения, а его полифоническая техника – вершина строгого стиля 15 в.