Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗИ́НГШПИЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 492

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЗИ́НГШПИЛЬ (нем. Singspiel, от singen – петь и Spiel – иг­ра), нем. и австр. раз­но­вид­ность опе­ры, как пра­ви­ло, ко­ме­дий­но­го ха­рак­те­ра с раз­го­вор­ны­ми диа­ло­га­ми. Сев.-нем. З. сло­жил­ся в 18 в. под влия­ни­ем англ. бал­лад­ной опе­ры, пер­во­на­чаль­но как дра­ма­тич. спек­такль с муз. встав­ка­ми нар.-пе­сен­но­го ха­рак­те­ра (пер­вый об­ра­зец – «Чёрт на сво­бо­де» И. К. Штанд­фу­са, 1752, пред­став­лял со­бой об­ра­бот­ку бал­лад­ной опе­ры). Воз­дей­ст­вие франц. и итал. опе­ры ска­за­лось на зинг­шпи­лях И. А. Хил­ле­ра («Лот­хен при дво­ре», 1767; «Охо­та», 1770), Й. А. Бен­ды («Яр­мар­ка», 1775; «Ро­мео и Юлия», 1776; «Дро­во­сек», 1778), К. Г. Не­фе («Ап­те­ка», 1771; «Ра­ёк Аму­ра», 1772). Эта­пом на пу­ти к нем. нац. опер­но­му сти­лю стал «серь­ёз­ный» зинг­шпиль И. Хольц­бау­эра «Гюн­тер фон Шварц­бург» (пост. на при­двор­ной сце­не в Ман­гей­ме в 1777), вы­со­ко оце­нён­ный В. А. Мо­цар­том. Ряд тек­стов З. для по­ста­но­вок при­двор­но­го те­ат­ра в Вей­ма­ре при­над­ле­жит И. В. Гё­те. Близ­кая З. раз­но­вид­ность муз.-те­ат­раль­но­го пред­став­ле­ния – ли­дер­шпиль [«Лю­бовь и вер­ность» (1800), «Ис­кус­ст­во и лю­бовь» (ок. 1803) И. Ф. Рей­хард­та].

Ста­нов­ле­ние австр. З. тес­но свя­за­но с воз­дей­ст­ви­ем итал. ко­ме­дии дель ар­те, от­час­ти франц. ко­мич. опе­ры, но бо­лее все­го с тра­ди­ция­ми нар. австр. им­про­ви­зи­ро­ван­ной ко­ме­дии (в т. ч. с па­ро­дий­ны­ми спек­так­ля­ми те­ат­ра ма­рио­не­ток, для ко­то­рых пи­сал му­зы­ку, в ча­ст­но­сти, Й. Гайдн), с дея­тель­но­стью ак­тёров ста­ро­вен­ской ко­ме­дии (Й. Ф. Курц-Бер­нар­дон, Г. Пре­хау­зер, Й. Стра­ниц­кий, вы­сту­пав­ший в об­ра­зе Ган­свур­ста). Для Кур­ца-Бер­нар­до­на Й. Гайдн на­пи­сал свой З. «Хро­мой бес» (1751). Австр. З. от­ли­ча­ет­ся от не­мец­ко­го бо­лее раз­ви­той дра­ма­тур­ги­ей: уси­ле­ны во­каль­ные и ор­ке­ст­ро­вые пар­тии, рас­ши­ре­ны функ­ции ан­самб­лей (осо­бен­но в фи­на­лах) – эти тен­ден­ции пре­тво­ре­ны в зинг­шпи­лях И. Ум­лау­фа («Ру­до­ко­пы», 1778), К. Дит­терс­дор­фа («Док­тор и ап­те­карь», 1786), В. Мюл­ле­ра («Чёр­то­ва мель­ни­ца», 1799). Рас­цвет жан­ра свя­зан с твор­че­ст­вом В. А. Мо­цар­та: боль­шое влия­ние на раз­ви­тие ав­стро-нем. опер­ной куль­ту­ры ока­за­ли его «По­хи­ще­ние из се­ра­ля» (1782), а так­же «Вол­шеб­ная флей­та» (1791) – но­ва­тор­ское со­чи­не­ние, на­сы­щен­ное слож­ной со­ци­аль­ной и фи­лос. про­бле­ма­ти­кой, пред­ро­ман­тич. идея­ми. Мо­цар­тов­ские тра­ди­ции на­шли про­дол­же­ние в со­чи­не­ни­ях Ф. Шу­бер­та, К. М. фон Ве­бе­ра, А. Лор­цин­га, О. Ни­ко­лаи. Путь раз­ви­тия З. вёл и к вен­ской опе­рет­те И. Штрау­са (сы­на) и его по­сле­до­ва­те­лей. В 20 в. чер­ты З. воз­ро­ди­лись в жан­рах мю­зик­ла, зон­г­шпи­ля (напр., у К. Вай­ля).

Лит.: Schletterer H. M. Das deutsche Singspiel von seinen ersten Anfängen bis auf die neueste Zeit. Augsburg, 1863; Чер­ная Е. С. Мо­царт и ав­ст­рий­ский му­зы­каль­ный те­атр. М., 1963; она же. Ав­ст­рий­ский му­зы­каль­ный те­атр до Мо­цар­та. М., 1965; Koch H.-A. Das deutsche Singspiel. Stuttg., 1974; Das deutsche Sings­piel im 18. Jahrhundert: Quellen und Zeugnisse zu Ästhetik und Rezeption / Hrsg. von R. Schusky. Bonn, 1980; Das deutsche Singspiel im 18. Jahr­hundert: Colloquim. Hdlb., 1981; Bauman T. North German opera in the age of Goethe. Camb., 1985; Аберт Г. В. А. Мо­царт. 2-е изд. М., 1988. Ч. 1. Кн. 2; Krämer J. Deut­schsp­ra­chiges Musiktheater im späten 18. Jahrhun­derts: Typologie, Dramaturgie und Anthropologie einer populären Gattung. Tüb., 1998. Tl 1–2; Чи­га­ре­ва Е. И. Опе­ры Мо­цар­та в кон­тек­сте куль­ту­ры его вре­ме­ни. М., 2000.

Вернуться к началу