Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕРЕДУВА́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 628-629

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПЕРЕДУВА́НИЕ, спо­соб из­вле­че­ния обер­то­нов (гар­мо­ник) на ду­хо­вых му­зы­каль­ных ин­ст­ру­мен­тах. Не ме­няя по­ло­же­ния паль­цев на ин­ст­ру­мен­те, иг­раю­щий рез­ко уве­ли­чи­ва­ет по­да­чу воз­ду­ха в ка­нал ство­ла и на­пря­же­ние ам­бу­шю­ра. В ре­зуль­та­те столб воз­ду­ха в ка­на­ле де­лит­ся на час­ти, ко­леб­лю­щие­ся са­мо­стоя­тель­но и зву­ча­щие вы­ше ос­нов­но­го то­на ин­ст­ру­мен­та со­от­вет­ст­вен­но сту­пе­ням на­ту­раль­но­го зву­ко­ря­да. При иг­ре на де­рев. ду­хо­вых ин­ст­ру­мен­тах обыч­но из­вле­ка­ют гар­мо­ни­ки не вы­ше 4-й, при­чём из совр. ор­ке­ст­ро­вых ин­ст­ру­мен­тов флей­та, го­бой и фа­гот да­ют ок­тав­ные П. (2-я и 4-я гар­мо­ни­ки), а клар­нет – т. н. квин­то­вые (3-я гар­мо­ни­ка; т. е. при П. воз­ни­ка­ет не ок­та­ва, а дуо­де­ци­ма). У го­бо­ев, клар­не­тов, фа­го­тов су­ще­ст­ву­ют спец. кла­па­ны, об­лег­чаю­щие П. У ам­бу­шюр­ных му­зы­каль­ных ин­ст­ру­мен­тов П. – осн. прин­цип (спо­соб) зву­ко­из­вле­че­ния (до изо­бре­те­ния вен­тиль­но­го ме­ха­низ­ма в нач. 19 в. – един­ст­вен­ный), с по­мо­щью П. на этих ин­ст­ру­мен­тах воз­мож­но дос­ти­же­ние раз­ных гар­мо­ник вплоть до 16-й.

Вернуться к началу