ПЕНТАТО́НИКА
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕНТАТО́НИКА (от греч. πέντε – пять и тон), пятиступенная интервальная система. Осн. тип П. – бесполутоновая, или ангемитоновая, звуки которой можно расположить по чистым квинтам (см. Ангемитоника). Имеет 5 звукорядных модификаций (илл. 1). Ангемитоновый 5-ступенный звукоряд не следует трактовать как диатонический с «пропущенными» ступенями. Бесполутоновая П. встречается в муз. фольклоре разл. народов начиная с древнейших его образцов. Она свойственна традиц. музыке народов Поволжья (татарской, башкирской, марийской), Дальнего Востока (китайской), Юго-Вост. Азии (вьетнамской) и др. Ангемитоновая П. может быть неполной, или «олиготоновой» (от греч. ὀλίγος – недостаточный, малочисленный); в музыке реализуется гл. обр. в виде 3- или 4-звучных звукорядов. Ангемитоновую олиготонику относят к П. условно, т. к. она не образует 5-ступенной системы. В 19–20 вв. П. как характерный модализм вошла в мелодику европ. проф. музыки (Концертный этюд для фп. Des-dur Ф. Листа, романс «Спящая княжна» А. П. Бородина), оказав влияние и на состав аккордов.
П. в широком смысле включает любые 5-ступенные звукоряды, которые представляют собой самодостаточные и полные интервальные системы (в отличие от пентахордов неполных диатоник). Среди них: полутоновая П., распространённая в япон. музыке для кото (напр., a-h-c′ -e′ -f′ ; также илл. 2); темперированная П. (октавный звукоряд делится на 5 приблизительно равных частей; напр., индонез. слендро), смешанная П. (напр., a-h-d′-e′-f′).