Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАРАЛЛЕЛИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 297

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




2. К. Дебюсси. «Шесть античных эпиграфов» для фортепиано в 4 руки. № 5. «Египтянке» (1914).
1. М. П. Мусоргский. «Борис Годунов», 1-е действие, 1-я картина.

ПАРАЛЛЕЛИ́ЗМ в му­зы­ке, дви­же­ние двух и бо­лее го­ло­сов му­зы­каль­ной тка­ни в од­ну сто­ро­ну на один и тот же ин­тер­вал. Ча­ст­ный слу­чай пря­мо­го дви­же­ния го­ло­сов (см. в ст. Го­ло­со­ве­де­ние). В ран­нем ор­га­ну­ме был рас­про­стра­нён П. со­вер­шен­ных кон­со­нан­сов – чис­тых кварт и квинт; по­сле то­го как в 14 в. при­зна­на кон­со­нант­ность тер­ций и секст, П. квинт стал не­же­ла­тель­ным. П. тер­ций и секст ра­нее все­го за­фи­кси­ро­ван на Бри­тан­ских о-вах (гимн Св. Маг­ну­су «Nobilis humilis», сер. 13 в.), в 15 в. стал ха­рак­тер­ным при­зна­ком фобур­до­на­. В по­ли­фо­нии 15 в. был за­пре­щён П. квинт, ок­тав и уни­со­нов. В боль­шин­ст­ве слу­ча­ев за­прет П. объ­яс­нял­ся стрем­ле­ни­ем к са­мо­стоя­тель­но­сти го­ло­сов и ха­рак­тер­ной «пус­то­той» зву­ча­ния па­рал­лель­ных со­вер­шен­ных кон­со­нан­сов. Од­на­ко та­кие П. час­то встре­ча­ют­ся в нар. мно­го­го­ло­сии (см. Ге­те­ро­фо­ния), в рус. цер­ков­ном пе­нии и его сти­ли­за­ци­ях (при­мер 1); со­нор­ные эф­фек­ты в свя­зи с П. по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в му­зы­ке 20 в. (при­мер 2).

Вернуться к началу