Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОРТИ́С

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 478

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Д. Ортис. «Трактат о глосах» (Неаполь, 1553). Титульный лист.

ОРТИ́С (Ortiz) Дие­го [ок. 1510, То­ле­до – ок. 1570, Не­аполь(?)], исп. тео­ре­тик му­зы­ки и ком­по­зи­тор. С 1558 до 1565 (воз­мож­но, и до кон­ца жиз­ни) слу­жил ка­пель­мей­сте­ром при не­апо­ли­тан­ском дво­ре исп. гер­цо­гов. В 1553 опуб­ли­ковал «Трак­тат о гло­сах» на исп. яз. («Trat­ta­do de glosas sobre clausulas y otros ge­ne­ros de puntos en la musica de violo­nes...») и в собств. итал. пе­ре­во­де («Glose sopra le cadenze et altre sorte de punti in la musica del violone»). Это пер­вый в ис­то­рии му­зы­ки труд, по­свящён­ный прак­ти­ке ор­на­мен­таль­но­го варь­и­ро­ва­ния (см. в ст. Ор­на­мен­ти­ка) на струн­ных смыч­ко­вых ин­ст­ру­мен­тах (у О. име­ют­ся в ви­ду вио­лы). О. пред­по­ла­гал, что му­зы­кант дол­жен ос­ваи­вать тех­ни­ку ук­ра­ше­ния ме­ло­дии, изу­чая мно­го­числ. при­ве­дён­ные в трак­та­те при­ме­ры (от про­стых ка­ден­ций до раз­ви­тых со­ло), и са­мо­стоя­тель­но при­ни­мать ре­ше­ние о мес­те при­ме­не­ния ук­ра­ше­ния и его при­год­но­сти в кон­крет­ной муз. ком­по­зи­ции. По­ми­мо свет­ских со­чи­не­ний, опуб­ли­ко­ван­ных в на­зван­ном трак­та­те, О. пи­сал мно­го­го­лос­ную цер­ков­ную му­зы­ку для оф­фи­ция (маг­ни­фи­ка­ты, ан­ти­фо­ны, в т. ч. «Salve Regina»), мо­те­ты и др. Цер­ков­но-муз. со­чи­не­ния (все­го 69 со­чи­не­ний для 4–7 го­ло­сов) на­пи­са­ны под влия­ни­ем тво­ре­ний Й. Оке­ге­ма, Жос­ке­на Де­пре, К. де Мо­ра­ле­са. О. при­вет­ст­во­вал ис­поль­зо­ва­ние муз. ин­ст­ру­мен­тов в церк­ви (имел в ви­ду пред­по­ло­жи­тель­но вио­лу да гам­ба, тром­бон, цинк), о чём со­хра­ни­лось письм. сви­детель­ст­во О. в пре­ди­сло­вии к собств. сб-ку со­чи­не­ний «Musices liber primus, hym­nos, magnificas, salves, motecta, psal­mos aliaque diversa cantica complectens» (Ве­не­ция, 1565).

«Трак­тат о гло­сах» ак­тив­но ис­поль­зу­ет­ся совр. му­зы­кан­та­ми, ра­бо­таю­щи­ми в рус­ле ау­тен­тич­но­го ис­пол­ни­тель­ст­ва.

Соч.: Œuvres complètes. Sprimont, 2002. Vol. 1: Trattado de glosas (1553) / Introd., trad. et notes par J.-Ph. Navarre; Trattado de glosas: new ed. in four languages of the original Spa­nish and Italian editions / Ed. by A. Otterstedt; transl. into English and German by H. Reiners. Kassel a. o., 2003.

Лит.: Griffin JA. D. Ortiz’s principles of ornamentation for the viol: Trattado de glosas // Journal of the Viola da Gamba Society of Ame­rica. 1973. Vol. 10; Gonzalo López J. D. Ortiz y su época. Recercadas, tientos, fantasías // Nas­sarre: revista aragonesa de musicología. 1990. Vol. 6. № 1.

Вернуться к началу