Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОРНАМЕ́НТИКА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 459

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ОРНАМЕ́НТИКА (от лат. ornamentum – ук­ра­ше­ние), ме­ло­ди­че­ские обо­ро­ты из зву­ков от­но­си­тель­но мел­кой дли­тель­но­сти, при­ме­няе­мые для ук­ра­ше­ния ме­ло­дии, уси­ле­ния её экс­прес­сии, де­мон­ст­ра­ции вир­ту­оз­ных воз­мож­но­стей ис­пол­ни­те­ля. В сво­их ис­то­ках и эво­лю­ции О., как и при­мы­каю­щая к ней ди­ми­ну­ция (дроб­ле­ние от­но­си­тель­но про­тя­жён­ных нот ме­ло­дии с об­ра­зо­ва­ни­ем фи­гур из не­сколь­ких нот мень­шей дли­тель­но­сти), свя­за­на с иск-вом им­про­ви­за­ции. О. в вы­со­кой сте­пе­ни свой­ст­вен­на мо­но­дии (1); из ны­не су­ще­ст­вую­щих проф. не­ев­ро­пей­ских муз. куль­тур раз­ви­тая О. пред­став­ле­на в инд. ра­ге, араб. ма­ка­ме, азерб. му­га­ме, ср.-ази­ат. ма­ко­ме, в др. ви­дах му­зы­ки вы­со­кой тра­ди­ции. Здесь О. вы­сту­па­ет как один из ла­до- и фор­мо­об­ра­зую­щих фак­то­ров му­зы­ки.

Основные мелизмы и их расшифровка: 1 – форшлаг: а – долгий, b – короткий, c – двойной (короткий и долгий); 2 – трель; 3 – мордент: а – простой, b – пере...

О. в раз­ных фор­мах и в раз­ной сте­пени про­яв­ля­ла се­бя на разл. эта­пах европ. ис­то­рии му­зы­ки (от ме­лиз­ма­тич. вста­вок в ср.-век. мо­но­дии до мно­го­числ. ук­ра­ше­ний в ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ке ба­рок­ко и вир­ту­оз­ной ко­ло­ра­ту­ры в во­каль­ных, пре­им. опер­ных, пар­ти­ях 18–20 вв.). К О. от­но­сят­ся ме­лиз­мы, ти­ра­ты, пас­са­жи, ко­ло­ра­ту­ры, а так­же не­ко­то­рые ви­ды фи­гу­ра­ции ак­кор­дов (см. Ар­пед­жио) и рит­мич. из­ме­не­ния (в ча­ст­но­сти, ре­гу­ляр­ное не­ра­вен­ст­во в ис­пол­не­нии дли­тель­но­стей, рав­ных в нот­ной за­пи­си). Раз­ли­ча­ют О., не обо­зна­чен­ную в но­тах и им­про­ви­зи­ро­вав­шую­ся ис­полни­те­лем; О., обо­зна­чен­ную осо­бы­ми зна­ка­ми; О., пол­но­стью вы­пи­сан­ную но­та­ми. Зна­че­ние этих ви­дов ме­ня­лось. В сво­бод­но им­про­ви­зи­руе­мой О. по­сте­пен­но сло­жи­лись от­но­си­тель­но ус­той­чи­вые обо­ро­ты, под­даю­щие­ся зна­ко­во­му обо­зна­че­нию (ме­лиз­мы). Наи­выс­шее раз­ви­тие та­кая О. по­лу­чи­ла в му­зы­ке исп. виу­эли­стов, итал. и нем. ор­ган­ной му­зы­ке 17–18 вв., в иск-ве франц. лют­ни­стов и кла­ве­си­ни­стов, в кла­вир­ном твор­че­ст­ве И. С. Ба­ха, К. Ф. Э. Ба­ха. В это же вре­мя скла­ды­ва­ет­ся клас­сич. ва­риа­ци­он­ная фор­ма, в ко­то­рой важ­ная фор­мо­об­ра­зую­щая роль при­над­ле­жит О., пол­но­стью вы­пи­сан­ной но­та­ми (в ор­на­мен­таль­ных ва­риа­ци­ях). Со­глас­но рас­про­стра­нён­ной точ­ке зре­ния, путь ис­то­рич. раз­ви­тия ев­роп. му­зы­ки вёл к по­сте­пен­но­му от­ка­зу от О., им­про­ви­зи­руе­мой ис­пол­ни­те­лем (хо­тя ещё в 18 в. она ши­ро­ко при­ме­ня­лась), к точ­но­му обо­зна­че­нию всех ор­на­мен­таль­ных обо­ро­тов нот­ны­ми зна­ка­ми (со­чи­не­ния Ф. Шо­пе­на и др. ком­по­зи­то­ров-ро­ман­ти­ков); со вре­ме­ни К. В. Глю­ка со­кра­ща­лись мас­шта­бы при­ме­не­ния и во­каль­ной О.; в це­лом зна­че­ние О. всё бо­лее па­да­ло вплоть до 2-й пол. 19 в. Ака­де­мич. муз. прак­ти­ка (в т. ч. в свя­зи с ис­то­рич. изы­ска­ния­ми пред­ста­ви­те­лей ау­тен­тич­но­го ис­пол­ни­тель­ст­ва) по­сте­пен­но пе­ре­смат­ри­ва­ет роль О. в ев­роп. ста­рин­ной и клас­си­ко-ро­ман­тич. му­зы­ке и в боль­шей ме­ре до­пус­ка­ет им­про­ви­за­ци­он­ность. В 20 в. роль им­про­ви­зи­руе­мой О. за­мет­но воз­рос­ла в свя­зи с уси­ле­ни­ем им­про­ви­зац. на­ча­ла в не­ко­то­рых об­лас­тях муз. твор­че­ст­ва, напр. в джа­зе.

Лит.: Dannreuther В. Musical ornamentation. L., 1893–1895. Vol. 1–2; Goldschmidt H. Die Lehre von der vokalen Ornamentik. B.; Char­lot­tenburg, 1907; Ку­пе­рен Ф. Ис­кус­ст­во иг­ры на кла­ве­си­не. М., 1973; Donington R. The interpretation of early music. L., 1974; Бейш­лаг А. Ор­на­мен­ти­ка в му­зы­ке. М., 1978; Коп­чев­ский Н. Кла­вир­ная му­зы­ка. Во­про­сы ис­пол­не­ния. М., 1986; Брян­це­ва ВН. Фран­цуз­ский кла­ве­си­низм. М., 2000; Дру­скин МС. Кла­вир­ная му­зы­ка... 2-е изд. СПб., 2007; Ба­ду­ра-Ско­да Е., Ба­ду­ра-Ско­да П. Ин­тер­пре­та­ция Мо­цар­та. 2-е изд. М., 2011; Па­нов АА., Ро­за­нов ИВ. Об ис­пол­не­нии рит­ми­че­ских фи­гур в не­мец­кой му­зы­ке XVIII в. // От ба­рок­ко к ро­ман­тиз­му. Сб. ста­тей. М., 2011. Вып. 1.

Вернуться к началу