Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОБУ́ХОВ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 550

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ОБУ́ХОВ Ни­ко­лай Бо­ри­со­вич [10(22).4.1892, с. Оль­шан­ка Ста­ро­ос­коль­ско­го у. Кур­ской губ. – 13.6.1954, Сен-Клу, деп-т О-де-Сен, Фран­ция], рос. ком­по­зи­тор, тео­ре­тик му­зы­ки. Из дво­рян. Двою­род­ный брат пе­ви­цы Н. А. Обу­хо­вой. В 1913–1916 учил­ся в С.-Пе­терб. конс. по клас­су тео­рии и ком­по­зи­ции (сре­ди пе­да­го­гов – М. О. Штейн­берг, Н. Н. Че­реп­нин). В 1918 эмиг­ри­ро­вал. Жил в Па­ри­же, круг об­ще­ния вклю­чал М. Ра­ве­ля (ко­то­рый да­вал О. уро­ки ор­ке­ст­ров­ки и вы­со­ко це­нил его муз. та­лант), С. А. Ку­се­виц­ко­го, муз. кри­ти­ка Б. Ф. Шлё­це­ра (на­пи­сал ряд ста­тей о ком­по­зи­то­ре в ж. «La Revue Musicale»), пиа­ни­ст­ку М. А. Осе­нак де Бро­льи.  

Зна­чит. влия­ние на О. ока­за­ли эс­те­ти­ка и сти­ли­сти­ка позд­них со­чи­не­ний А. Н. Скря­би­на и рус. ре­лиг. фи­ло­со­фия нач. 20 в., гл. обр. идеи Вл. С. Со­ловь­ё­ва; О. был скло­нен к мис­ти­циз­му (не­ко­то­рые свои со­чи­не­ния под­пи­сы­вал «Nicolas l’illuminé», «Nicholas l’Extasié»). С 1914 со­чи­нял гл. обр. в изо­бре­тён­ной им са­мим 12-то­но­вой сис­те­ме («гар­мо­ния 12 то­нов без уд­вое­ний»), близ­кой до­де­ка­фо­нии (Ю. Н. Хо­ло­пов на­зы­ва­ет её «не­се­рий­ная до­де­ка­фо­ния»). Ок. 1915 со­здал со­от­вет­ст­вую­щий спо­соб но­та­ции, при ко­то­ром ка­ж­дый из 12 зву­ков по­лу­чил са­мо­сто­ят. на­име­но­ва­ние и изо­бра­же­ние на но­то­нос­це (от­ны­не в этой сис­те­ме О. за­пи­сы­вал поч­ти все со­чи­не­ния). Но­та­ция О. по­ле­ми­че­ски об­су­ж­да­лась в Рос­сии в 1910-е гг. и во Фран­ции в сер. 1940-х гг. (ею за­ин­те­ре­со­вал­ся А. Онег­гер). В 1929 изо­брёл (совм. с инж. П. До­ви­лье) элек­тро­му­зы­каль­ный ин­ст­ру­мент сroix sonore (букв. – зву­ча­щий крест), близ­кий тер­мен­вок­су и «вол­нам Мар­те­но»; с де­мон­ст­ра­ци­ей это­го ин­ст­ру­мен­та и му­зы­ки для не­го О. и Осе­нак де Бро­льи в 1930-е гг. с ус­пе­хом га­ст­ро­ли­ро­ва­ли во Фран­ции и Бель­гии.

Центр. со­чи­не­ние О. – мис­те­рия «Кни­га жиз­ни» в 7 час­тях (на текст ком­по­зи­то­ра, ос­но­ван­ный на Биб­лии), над ко­то­рой он ра­бо­тал пред­по­ло­жи­тель­но в 1918–24 (не из­да­на, хра­нит­ся в Нац. б-ке Фран­ции). «Всту­п­ле­ние к Кни­ге жиз­ни» (для го­ло­сов, 2 фп. и ор­ке­ст­ра) бы­ло впер­вые ис­пол­не­но в 1926 в Па­риж­ской опе­ре в кон­цер­те под упр. С. А. Ку­се­виц­ко­го (с уча­сти­ем ав­то­ра в ка­че­ст­ве пиа­ни­ста). Сре­ди др. со­чи­не­ний: фп. пье­сы и цик­лы пьес (в т. ч. «Шесть мо­литв», 1915), Три ли­тур­ги­че­ские по­эмы на сло­ва К. Д. Баль­мон­та для го­ло­са и фп. (1918, 1919, 1921), Все­мир­ный гимн (Hymne mondial) на собств. текст (для «зву­ча­ще­го кре­ста», го­ло­са и 2 фп., 1937), Тре­тий и по­след­ний за­вет (для 5 го­ло­сов, «зву­ча­ще­го кре­ста», ор­га­на, 2 фп. и ор­ке­ст­ра) (боль­шин­ст­во со­чи­не­ний су­ще­ст­ву­ет в нес­коль­ких ва­ри­ан­тах).

Ав­тор тру­да «Traité d’harmonie to­na­le, atonale et totale» (1947; с пре­дисл. А. Онег­ге­ра).

Муз. со­чи­не­ния О. не поль­зо­ва­лись ши­ро­ким при­зна­ни­ем со­вре­мен­ни­ков, боль­шин­ст­во из них не из­да­ны; ин­те­рес к ним поя­вил­ся в стра­нах Зап. Ев­ро­пы в 2000-е гг.

Лит.: Larronde C. «Le livre de vie» de N. Obou­how. P., 1932; N. Obouhow // La Re­vue Musi­cale. 1972. № 290/291; Хо­ло­пов ЮН. Кто изо­брел 12-то­но­вую тех­ни­ку? // Про­бле­мы ис­то­рии ав­ст­ро-не­мец­кой му­зы­ки. Пер­вая треть XX в. М., 1983 [сб. тру­дов Ин­сти­ту­та им. Гне­си­ных]; Гойо­ви Д. Но­вая со­вет­ская му­зы­ка 20-х гг. М., 2006; Поль­дяе­ва Е. По­сла­ние Н. Обу­хо­ва: ре­кон­ст­рук­ция био­гра­фии. М., 2008.

Вернуться к началу