Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕ́ЙДХАРДТ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 289-290

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ю. Зубов

НЕ́ЙДХАРДТ (Neidhardt) Ио­ганн Ге­орг (ок. 1685, Берн­штадт, Си­ле­зия, ны­не Бе­ру­тув, Поль­ша – 1.1.1739, Кё­нигс­берг, ны­не Ка­ли­нин­град), нем. тео­ре­тик му­зы­ки, ор­га­нист, ком­по­зи­тор. Изу­чал тео­ло­гию и фи­ло­со­фию в ун-тах Вит­тен­бер­га, Йе­ны, Кё­нигс­бер­га. Му­зы­ке учил­ся у Ио­ган­на Ни­ко­лау­са Ба­ха, ком­по­зи­то­ра и гор. ор­га­ни­ста Йе­ны. В 1710-х гг. пре­по­да­вал муз. ком­по­зи­цию в Ун-те Брес­лау (ны­не Вроц­лав). С 1720 до кон­ца жиз­ни при­двор­ный ка­пель­мей­стер в Кё­нигс­бер­ге, пре­по­да­вал в ун-те сти­хо­сло­же­ние и иг­ру на ор­га­не. Все из­дан­ные тру­ды Н. по­свя­ще­ны муз. тем­пе­ра­ции; трак­тат «Про­бле­мы гар­мо­ни­че­ской ком­по­зи­ции» (ок. 1715), со­дер­жа­щий прак­тич. уче­ние о гар­мо­нии и об­зор совр. муз. форм, не опуб­ли­ко­ван. Пер­вый трак­тат Н. «Наи­луч­шая и лег­чай­шая тем­пе­ра­ция мо­но­хор­да» (1706) на­пи­сан им в сту­денч. го­ды; пред­став­лен­ный здесь рас­чёт рав­но­мер­ной тем­пе­ра­ции ма­те­мати­че­ски не­то­чен, т. к. ос­но­вы­вал­ся на де­ле­нии ди­ди­мо­вой (а не пи­фа­го­ро­вой) ком­мы на 12 рав­ных час­тей (в этом Н., ви­ди­мо, сле­до­вал А. Верк­мей­сте­ру, счи­тав­ше­му раз­ни­цу ме­ж­ду ди­ди­мо­вой и пи­фа­го­ро­вой ком­ма­ми не­су­ще­ст­вен­ной для прак­тич. рас­чё­та де­ле­ния мо­но­хор­да). Раз­ра­бо­тан­ную в этом тру­де тем­пе­ра­цию Н. пред­ло­жил для на­строй­ки но­во­го ор­га­на в гор. церк­ви Йе­ны, од­на­ко его про­ект, ос­но­ван­ный на со­от­вет­ст­вую­щем де­ле­нии мо­но­хор­да, не был при­нят: ме­тод на­строй­ки И. Н. Ба­ха «ис­клю­чи­тель­но по слу­ху» был при­знан луч­шим. В сле­дую­щем тру­де «Де­ле­ние гар­мо­ни­че­ско­го ка­но­на» (1724) Н. ис­пра­вил ма­те­ма­тич. ошиб­ку пре­ды­ду­щей ра­бо­ты и ука­зал точ­ный рас­чёт рав­но­мер­ной тем­пе­ра­ции, а так­же, яв­но сфор­му­ли­ровав прин­цип рас­пре­де­ле­ния пи­фа­го­ро­вой ком­мы по 12 квин­там квин­то­во­го кру­га как тео­ре­тич. ос­но­ва­ние тем­пе­ра­ции, пред­ло­жил 3 ме­то­да не­рав­но­мер­ной на­строй­ки ор­га­нов, ко­то­рые ре­ко­мен­довал «для де­рев­ни», «для ма­лень­ко­го го­ро­да» и «для боль­шо­го го­ро­да». Эти на­строй­ки раз­ли­ча­лись сте­пе­нью тем­пе­ра­ции «диа­то­ни­че­ских» (т. е. «бе­ло­кла­виш­ных») тер­ций: так, на­строй­ка «для де­рев­ни» име­ла наи­бо­лее бла­го­звуч­ные диа­то­ни­че­ские тер­ции (близ­кие к аку­сти­че­ски чис­тым), что дос­ти­га­лось за счёт боль­ше­го от­кло­не­ния «хро­ма­ти­че­ских» (на­хо­дя­щих­ся на «чёр­ных кла­вишах») тер­ций от аку­сти­че­ски чис­тых. Рав­но­мер­ную тем­пе­ра­цию Н. ре­ко­мен­до­вал к ис­поль­зо­ва­нию «при дво­ре», по­сколь­ку она наи­бо­лее при­год­на для транс­по­зи­ции (в ан­самб­ле­вой иг­ре) и для бо­га­той мо­ду­ля­ция­ми му­зы­ки. В тру­де «Пол­но­стью ис­чер­пы­ваю­щие ма­те­ма­ти­че­ские де­ле­ния диа­то­ни­ко-хро­ма­ти­че­ско­го тем­пе­ри­ро­ван­но­го ка­но­на-мо­но­хор­да» (изд. в 1732, рас­ши­рен­ное изд. – 1734, лат. пер. 1735) Н. при­вёл, кро­ме рав­но­мер­ной, рас­чёт 18 «хо­ро­ших» (по­зво­ляю­щих ис­поль­зо­ва­ние всех то­наль­но­стей) не­рав­но­мер­ных тем­пе­ра­ций. Ка­ж­дая из ука­зан­ных в этом тру­де на­стро­ек ос­но­ва­на на тем­пе­ра­ции квинт в квин­то­вом кру­ге на 1/4, 1/6 или 1/12 часть пи­фа­го­ро­вой ком­мы (в разл. со­че­та­ни­ях); в их чис­ле – но­вые вер­сии тем­пе­ра­ций, ре­ко­мен­до­ван­ные Н. для «де­рев­ни», «ма­лень­ко­го» и «боль­шо­го го­ро­дов». Труд «Уст­рой­ство диа­то­ни­ко-хро­ма­ти­че­ской ок­та­вы, вы­ве­ден­ное из ря­да на­ту­раль­ных чи­сел, а так­же рав­но­мер­ной тем­пе­ра­ции» (изд. в 1734 на лат. яз. и в нем. пер.) по­свя­щён рас­смот­ре­нию и рас­чё­ту ис­клю­чи­тель­но рав­но­мер­ной тем­пе­ра­ции; на­пи­сан­ный в ду­хе ма­те­ма­тич. трак­та­тов сво­его вре­ме­ни, он раз­бит на «пред­ло­же­ния» и «схо­лии» к ним. Для ме­то­да Н. в це­лом ха­рак­тер­ны тща­тель­ный ана­лиз до­сти­же­ний др. учё­ных и стрем­ле­ние к чрез­вы­чай­ной стро­го­сти ма­те­ма­тич. из­ло­же­ния; по­след­нее до сих пор за­труд­ня­ет ре­цеп­цию тру­дов Н. в сре­де му­зыко­ве­дов. Н. ввёл тер­мин «рав­но­мер­ная тем­пе­ра­ция» (нем. gleichschweben­de Tem­peratur, лат. temperamentum aequale); И. Ку­нау и И. Мат­те­зон, под­дер­жав­шие «ней­дхард­тов­скую» (как они пи­сали) рав­но­мер­ную тем­пе­ра­цию, спо­соб­ст­во­ва­ли её рас­про­стра­не­нию в му­зы­ке 18 в. Н. так­же впер­вые оп­ре­де­лил мик­ро­ин­тер­ва­лы схиз­мы и ди­ас­хиз­мы в зна­че­нии, при­ня­том ны­не (в преж­ние вре­ме­на эти сло­ва ис­поль­зо­ва­лись пре­им. в др. зна­че­нии, ус­та­нов­лен­ном в нач. 6 в. Бо­эци­ем). Б. ч. муз. со­чи­не­ний Н. ут­ра­че­на, сре­ди со­хра­нив­ших­ся – «Семь по­ка­ян­ных псал­мов» (1715).

Лит.: Güttler H. Königsbergs Musikkultur im 18. Jahrhundert. Königsberg, 1925; Lindley M. Stimmung und Temperatur // Hören, Messen und Rechnen in der frühen Neuzeit. Darm­stadt, 1987 (Geschichte der Musiktheorie. Bd 6); Deutsche Musiktheorie des 15. bis 17 Jahrhun­derts. Darmstadt, 1994. Tl 2: Braun W. Von Cal­visius bis Mattheson (Geschichte der Musik­theorie. Bd 8. Tl 2); Ratte F. J. Temperierungs­praktiken im süddeutschen Orgelbau zur Zeit J. N. Holzheys // Acta organologica. Kassel, 1994. Bd 24; Ratte F. J. Neidhardt als Musi­ker, Komponist, Lehrer und Dichter // Die Musik der Deutschen im Osten und ihre We­chselwir­kung mit den Nachbarn / Hrsg. K. W. Niemöl­ler, H. Loos. Bonn, 1994 (Deutsche Musik im Osten. Bd 6).

Вернуться к началу