Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛАМЕ́НТО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 639

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЛАМЕ́НТО (итал. lamento – жа­ло­ба), муз. пье­са скорб­но­го ха­рак­те­ра. Пер­во­на­чаль­но род мад­ри­га­ла (в 16 в. – у С. Рос­сет­то, Б. С. Нар­до). Как во­пло­ще­ние в му­зы­ке по­этич. жа­ло­бы при­об­ре­ло боль­шое зна­че­ние в ран­ней итал. опе­ре. Яр­кий об­ра­зец – ла­мен­то Ари­ад­ны из од­но­им. опе­ры К. Мон­те­вер­ди (1608). Тип Л., ос­но­ван­ный на бас­со ос­ти­на­то, встре­ча­ет­ся в по­ли­фо­нич. мад­ри­га­лах Мон­те­вер­ди («Amor» из 8-й кн. мад­ри­га­лов, 1638), по­лу­чил зна­чит. раз­ви­тие в ве­неци­ан­ской опе­ре 1640-х гг. (Ф. Ка­вал­ли), позд­нее в со­чи­не­ни­ях Б. Фер­ра­ри, Л. Рос­си, Дж. Ка­рис­си­ми, А. Чес­ти. Арии Л. на бас­со ос­ти­на­то встре­ча­ют­ся в опе­рах, ора­то­ри­ях и кан­та­тах кон. 17 – нач. 18 вв. (ла­мен­то Ди­до­ны из опе­ры «Ди­до­на и Эней» Г. Пёр­сел­ла, в опе­рах Г. Ф. Ген­де­ля). Тер­мин «Л.» в эпо­ху барок­ко при­ме­нял­ся и к ин­ст­ру­мен­таль­ным про­из­ве­де­ни­ям (И. Фро­бер­гер, Г. И. Ф. фон Би­бер, И. Ку­нау). Как назв. ин­ст­ру­мен­таль­ной пье­сы рав­но­знач­но «Над­гро­бию» (франц. «Tom­beau»).

Лит.: Ко­нен В. Те­атр и сим­фо­ния. 2-е изд. М., 1975; Early music. 1999. Vol. 27. № 3: «La­ment» issue / Ed. T. Carter.

Вернуться к началу