Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРУШЕЛЬНИ́ЦКАЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 138

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




С. А. Крушельницкая в партии Мадам Баттерфляй.

КРУШЕЛЬНИ́ЦКАЯ Са­ло­мея (Со­ло­мия) Ам­вро­си­ев­на [11(23).9.1872, по др. дан­ным 1873, с. Бе­ля­вин­цы, ны­не Бу­чач­ско­го р-на Тер­но­поль­ской обл. – 16.11.1952, Львов], укр. пе­ви­ца (ли­ри­ко-дра­ма­тич. со­пра­но), засл. дея­тель ис­кусств УССР (1951). Из се­мьи пра­во­слав­но­го свя­щен­ни­ка. В 1893 окон­чи­ла кон­сер­ва­то­рию в Лем­бер­ге (ны­не Львов) по клас­су В. Вы­соц­ко­го. Де­бю­ти­ро­ва­ла в 1893 в Лем­берг­ском опер­ном те­ат­ре (Ле­о­но­ра в опе­ре «Фа­во­рит­ка» Г. До­ни­цет­ти), в 1894–95 со­ли­ст­ка здесь же. Ста­жи­ро­ва­лась в Ми­ла­не у Ф. Крес­пи (1893), в Ве­не у И. Генс­бахе­ра (1895). В 1896–1902 пе­ла в опер­ных те­ат­рах Одес­сы, Вар­ша­вы, С.-Пе­тер­бур­га, где её парт­нё­ра­ми бы­ли Э. Ка­ру­зо, М. Бат­ти­сти­ни, Л. Тет­рац­ци­ни. Вы­сту­па­ла в Па­риж­ской опе­ре (с 1902), в те­ат­рах «Сан Кар­ло» в Не­апо­ле (с 1903), «Ла Ска­ла» в Ми­ла­не (впер­вые в 1898; в 1906 по при­гла­ше­нию А. Тос­ка­ни­ни), «Ко­лон» в Бу­энос-Ай­ре­се (с 1906), Опер­ном те­ат­ре Каи­ра (1908), на др. зна­ме­ни­тых сце­нах. Вый­дя за­муж за итал. ад­во­ка­та Ч. Рич­чи­о­ни (1910), по­лу­чи­ла гра­ж­дан­ст­во Ита­лии. К. с оди­на­ко­вым ус­пе­хом ис­пол­ня­ла дра­ма­тич. и ли­рич. пар­тии. Сре­ди луч­ших пар­тий – Тать­я­на, Ли­за («Ев­ге­ний Оне­гин», «Пи­ко­вая да­ма» П. И. Чай­ков­ско­го); Ма­дам Бат­тер­фляй (од­но­им. опе­ра Дж. Пуч­чи­ни; по­ста­нов­ка с уча­сти­ем К. в 1904 в Бре­шии при­нес­ла опе­ре все­об­щее при­зна­ние); Аи­да, Дез­де­мо­на («Аи­да», «Отел­ло» Дж. Вер­ди), Эль­за, Ели­за­ве­та, Брун­гиль­да, Изоль­да («Ло­эн­грин», «Тан­гей­зер», «Валь­ки­рия», «Три­стан и Изоль­да» Р. Ваг­не­ра), Са­ло­мея, Элек­тра (од­но­им. опе­ры Р. Штрау­са, в итал. ре­дак­ции; ав­тор оце­нил ис­пол­не­ние обе­их пар­тий как «со­вер­шен­ное»). В 1920 ос­та­ви­ла опер­ную сце­ну, од­на­ко до кон. 1920-х гг. вы­сту­па­ла с кон­цер­та­ми (в 1927–28 со­вер­ши­ла боль­шое тур­не по США и Ка­на­де). В ау­дио­за­пи­си со­хра­ни­лось ис­пол­не­ние укр. нар. пе­сен.

С 1939 жи­ла во Льво­ве, да­ва­ла ча­ст­ные уро­ки, с 1944 пре­по­да­ва­ла в Львов­ской конс. (проф. с 1952).

Имя К. при­свое­но Львов­ско­му опер­но­му те­ат­ру (2000).

Лит.: Сла­вет­на спiвачка. Спо­га­ди i статтi про С. Кру­шель­ниць­ку. Львiв, 1956; С. Кру­шель­ниць­ка. Спо­га­ди. Матеріали. Лис­ту­ван­ня / Пiд ред. М. Го­ло­ва­щен­ка. Київ, 1978. Ч. 1–2.

Вернуться к началу