Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДОБРОВЕ́ЙН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 157

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ДОБРОВЕ́ЙН (Dobroven, Dobrowen) Исай Алек­санд­ро­вич [наст. имя и фам. Иц­хок Из­раи­ле­вич (Зо­ра­хо­вич) Ба­ра­бей­чик] [15(27).2.1891, Ниж­ний Нов­го­род – 9.12.1953, Ос­ло], ди­ри­жёр, пиа­нист, ком­по­зи­тор. В 1911 окон­чил Моск. конс. по клас­су фп. К. Н. Игум­но­ва. В 1911–12 со­вер­шен­ст­во­вал­ся в Ве­не у Л. Го­дов­ско­го. Ком­по­зи­ции обу­чал­ся у С. И. Та­нее­ва. Га­ст­ро­ли­ро­вал как пиа­нист в Рос­сии (в т. ч. иг­рал кон­церт­ную про­грам­му для В. И. Ле­ни­на) и за ру­бе­жом. Как ди­ри­жёр де­бю­ти­ро­вал в 1919 в Мо­ск­ве, в 1919–22 ди­ри­жёр Боль­шо­го те­ат­ра. В 1923 эмиг­ри­ро­вал (с 1929 гра­ж­да­нин Нор­ве­гии). С 1924 до кон­ца жиз­ни ру­ко­во­дил разл. опер­ны­ми и сим­фо­нич. ор­ке­ст­ра­ми в Ев­ро­пе и США: гл. ди­ри­жёр Фи­лар­мо­нич. ор­ке­ст­ра Ос­ло (1927–1931), Ор­ке­ст­ра Сан-­Фран­ци­ско (1930–1934), Гё­те­борг­ско­го сим­фо­нич. ор­ке­ст­ра (1941–53), ди­ри­жёр Ко­ро­лев­ской опе­ры в Сток­голь­ме (1941–45) и др. В 1923 в Дрез­ден­ской гос. опе­ре ди­ри­жи­ро­вал герм. пре­мье­рой опе­ры «Бо­рис Го­ду­нов» М. П. Му­сорг­ско­го. С 1948 ра­бо­тал по при­гла­ше­нию А. Тос­ка­ни­ни в ми­лан­ском те­ат­ре «Ла Ска­ла», с боль­шим ус­пе­хом по­ста­вил опе­ры «Князь Игорь» А. П. Бо­ро­ди­на, «Ска­за­ние о не­ви­ди­мом гра­де Ки­те­же и де­ве Фев­ро­нии» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, опе­ры Му­сорг­ско­го. Как ком­по­зи­тор ис­пы­тал влия­ние позд­не­го ро­ман­тиз­ма, в осо­бен­но­сти твор­че­ст­ва А. Н. Скря­би­на. Вы­со­кую ху­дож. цен­ность име­ют ар­хив­ные за­пи­си Д.-ди­ри­жё­ра: фп. кон­цер­ты Л. ван Бет­хо­ве­на (со­лист А. Шна­бель), фп. кон­цер­ты Н. К. Мет­не­ра (со­лист – ав­тор; 1947), опе­ра «Бо­рис Го­ду­нов» Му­сорг­ско­го (со­лис­ты Б. Хри­стов, Н. Гед­да; 1952).

Лит.: Доб­ро­вейн М. Стра­ни­цы жиз­ни И. Доб­ро­вей­на. М., 1972; она же. На ру­бе­же двух эпох: Ав­то­био­гра­фи­чес­кие за­пи­ски. М., 2001.

Вернуться к началу